Грац
Несмотря на свой почтенный возраст, Грац - очень молодой город. Сорок тысяч человек из его населения - это студенты, учащиеся в четырёх технических университетах и консерватории города. А если прибавить к этому огромное количество туристов, приезжающих сюда со всей Европы на экскурсии, а из соседних Италии, Словении и Венгрии - просто на выходные, то жизнь в городе кипит. Впрочем, Грац - не только туристический центр, но и город с развитой промышленностью и давними культурными традициями; здесь проходят многочисленные музыкальные и художественные фестивали. В знак признания культурных достижений Граца, в 2003 году он официально объявлен культурной столицей Европы. Об этом напоминают и многочисленные плакаты, и загадочного вида скульптуры (честно признаюсь: я не отношусь к поклонникам того, что именуется современным искусством) на улицах и даже на реке Мур, разделяющей город на левобережную (где и расположен исторический центр) и правобережную (относительно "молодую") части. Лозунг "Graz Zweitauseddrei Kulturhauptstadt Europas" можно увидеть везде! В том числе и в салонах трамваев.
Ну что ж, о трамваях. История этого вида транспорта в Граце также весьма солидна. Первая конка была пущена в городе 8 июня 1878 года, а электрический трамвай - 15 июня 1899 года (то есть всего на два месяца позже, чем в Москве). Но, в отличие от Москвы, конная тяга не составила конкуренцию электрической, и уже через пять недель, 23 июля 1899 года, эпоха конного трамвая в Граце завершилась. Без особых потрясений трамвайная сеть Граца продолжает успешно существовать и по сей день. Сейчас в городе работают шесть регулярных маршрутов, один вечерний и один дополнительный, курсирующий во время проведения массовых мероприятий. Сеть обслуживается двумя депо, а парк составляет около 70 вагонов, в том числе 19 поставленных в последние годы низкопольных сочленённых вагонов CityRunner фирмы Bombardier. Покатавшись по нескольким маршрутам,можно с уверенностью констатировать, что одиночные вагоны с местными пассажиропотоками не справились бы. Система оплаты проезда традиционно удобная, билеты длительного действия (я, разумеется, первым делом купил билет на 24 часа за 3.20 евро) необходимо прокомпостировать один раз при первой поездке и больше не задумываться ни о чём - они действительны на любом виде транспорта в пределах указанной зоны. А в целом - трамвай является исключительно важным звеном городской транспортной инфраструктуры и обслуживает основные транспортные коридоры, причём многие маршруты автобусов являются подвозящими к трамвайным линиям.
У Граца много историй. Заглянем сначала вглубь веков: эта история начинается около 900 лет назад и рассказывает о том, что в средние века и во времена Ренессанса Грац был блестящей резиденцией Габсбургов и что в качестве наследства тех времен он имеет сегодня один из самых хорошо сохранившихся исторических Старых городов Средней Европы. Затем, романтическая история: скрытые внутренние дворики, здания в стиле Ренессанса, южное настроение и много любви. И в заключение, история о противоположностях: классика и джаз, традиция и модерн, литература, фестивали, такие как „styriarte" („Искусство Штирии") и „steirischer herbst" („Штирийская осень").