Мадарский всадник

Мадарский всадник – это археологический памятник, рельефное изображение всадника, высеченное в ІХ веке на священной для тогдашних болгар стометровой скале. Это уникальный скальный рельеф – образец средневекового болгарского искусства, символизирующий мощь болгарского государства в его ханском периоде, единственный в своем роде в Европе – это самое краткое определение известного Мадарского всадника.

Из-за исключительно высокой ценности в 1979 году Мадарский всадник был занесен в список памятников культуры ЮНЕСКО памятником всемирного значения – всего четыре года после того, как Болгария подписала принятую в Париже Конвенцию по охране всемирного наследия.

Внушительный конник с гордо поднятой головой смотрит вдаль с высоты 23 м. Для того, чтобы полюбоваться профилем царственного всадника нужно отправиться в северо-восточную Болгарию. Скальный рельеф расположен рядом с селом Мадара, в 15-20 км от города Шумен. А до подножья высоких гладких скал можно дойти по тропинке, которая ведёт между благоухающими кустарниками сирени.

Мадарский всадник был высечен в ІХ веке на стометровой скале, которая была главным священным местом для тогдашних болгар. Сцена, которую изображает скальный рельеф не военная и не охотничья. Всадник пронзает копьем поверженного льва и спокойно наслаждается победой. Он сидит со шлемом на голове, в одежде по колени, с копьем в правой руке, а левой - он держит повода лошади. Спинка его седла высокая, для того чтобы всадник мог отдыхать во время походов. Рядом с всадником находится собака – священное животное протоболгар.

С двух сторон всадника высечены надписи в трех различных эпохах, рассказывающие о важных политических событиях в жизни болгарского государства, произошедшие с 705 по 801 год, связанные с отношениями с Византией при тогдашних болгарских ханах Тервел, Кормисош и Омуртаг. В этой скальной хронике впервые упомянуто имя болгары.

Мадарский всадник – часть Национального историко-археологического заповедника „Мадара”, включающего языческое святилище, капище (языческий храм), дворцовые и жилищные здания, различные строения. У подножья скал находится большая пещера, где в древности фракийцы чтили своих богов. Неподалеку находятся и первые болгарские столицы Плиска и Преслав (681-1018 год).

Мадарский всадник был обнаружен в 1872 году Феликсом Каницом – венгерским археологом, этнографом, географом и художником. Следующий исследователь памятника – Карел Шкорпил – основатель археологии в Болгарии. С тех пор историческая наука Болгарии прошла через различные этапы, связанные с разными гипотезами о сущности уникального скального рельефа.

Это один из девяти болгарских памятников, включенных в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Мадарский всадник Кроме Мадарского всадника на роль символа Болгарии предлагали также кириллическую азбуку (старославянский язык, для которого она была создана, основан на древнеболгарском диалекте, и болгары твердо считают Солунских братьев своими единоплеменниками), исторический холм Царевец в центре Великотырнова, розу (и розовое масло) и Рыльский монастырь.

Самые распространенные теории говорят, что это изображение фракийского всадника, образ национального героя или болгарского владетеля – хана. Может быть – хана Тервела, с военной помощью которого, византийский император Юстиниан II возвращается на престол, после позорного заточения в 705 году. Взамен болгарский хан получает почет и дары, а Болгария - землю к югу от горного массива Стара планина. Византия обязана платить молодому ханству ежегодную пошлину. В то время хан Тервел удостоен титулом «кесарь». Некоторые историки считают, что этот бесстрашный воин – хан Аспарух, основатель Болгарской державы. А другие указывают имена ханов Кормисош и Омуртаг.

А до того времени, когда начали исследовать историческое изображение, местные жители верили в то, что это св. Георгий Победоносец.

По мнению современных исследователей, характерным знаком того, что всадник не фракийский, а имеет болгарское происхождение, является наличие стремени. В Европе и на Балканах оно перенесено болгарами. В изображении коня можно увидеть другую важную и характерную для болгар черту, а именно сплетенный лошадиный хвост – символ порядка и дисциплины, которые являлись знаменем болгарской орды. Рядом с всадником находится собака, которая была священным животным протоболгар. С другой стороны, реалистическое и трехмерное изображение фигур не было характерным для искусства Европы в те времена. В раннем Средневековье образы всадников или только лошадей, часто встречались в Болгарии – изображенные на камне, гравированные по металлическим сосудам, изрисованные на керамических плитах.

Кто бы то не был этот каменный сторож, он несет историю о величии болгарских владетелей и удивляет уникальным художественным мастерством. Сегодня Мадарскому всаднику угрожает эрозия, причиненная различными факторами. Мадарский всадник занимает место среди 100 объектов в мире, находящихся под серьезной угрозой. Большая часть надписей этого памятника уничтожена еще в начале минувшего века, после снятия с рельефа гипсового отпечатка. Две основные проблемы – это борьба с микроорганизмами и укрепление скального массива.

В прошлом году третья научная миссия по спасению Мадарского всадника начала работу, которая продолжится и в настоящем 2006 году. В международном проекте "Разрешение проблем с биоповреждением рельефа Мадарского всадника" под руководством проф. Валентина Тодорова из Национальной художественной академии, кроме шести болгарских специалистов, участвуют также д-р Женевьев Ориаль – эксперт из Национальной лаборатории исследования памятников при Министерстве культуры Франции, немецкий микробиолог д-р Томас Уоршайт – международный эксперт по вопросам биоповреждения камня, а также д-р Эстер Лайзен из Германии – специалист по консервации камней.

Цель проекта – при помощи авангардных микробиологических технологий предложить эффективный метод для сохранения уникального памятника. До конца 2006 года состоятся еще две международные научные миссии, после чего будут разработаны подробный доклад и предложение о конкретных действиях для защиты Мадарского всадника. Состояние некоторых его деталей – критическое и необходимы спешные меры, но они должны быть хорошо обдуманы и одобрены компетентными болгарскими органами, а также ЮНЕСКО.