Остров пасхи

Остров Пасхи - самый известный и таинственный среди многочисленных чилийских островов вулканического происхождения. В географическом и культурном отношении относится не к Америке, а к Полинезии. Остров лежит в Тихом океане в 3703 километрах к западу от чилийского побережья. Это один из самых удаленных и загадочных островов планеты, он имеет богатую историю, полную тайн и загадок.

О вулканическом происхождении свидетельствуют наличие около 70 кратеров потухших вулканов. Остров имеет форму треугольника, в углах которого расположены наиболее крупные из кратеров. В центре - пустыня. Самая высокая точка - гора Маунга Теревака высотой около 539 м над уровнем моря (на самом деле общая высота горы - более 3 500 м, однако 3 000 м скрыто под водой). От побережья Чили остров отделяют около 3 200 км, а до ближайшего острова около 2 200 км. Площадь - 165,5 кв.км, из которых - 20 кв.км находится в пользовании островитян, 40 кв.км - в ведении государственной Национальной лесной корпорации (CORFO), остальная земля принадлежит Национальному парку.

Столица острова и его единственное постоянное поселение — Ханга Роа. Здесь построены современные отели, есть интернет-центр, налажено телевещание, есть аэропорт. На острове великолепные песчаные пляжи. Песок розового цвета. Вода в океане теплая (температура круглый год +25...27°:C).

Коренные жители называют свой остров Рапа-Нуи. А известное всему миру название он получил потому, что был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 года голландцем Якобом Роггевеном.

Мягкий климат и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением голландского мореплавателя от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков. На момент открытия на острове проживало около 2—3 тысяч местных жителей различных расс - белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским.

Археологические исследования показали, что за сотню лет до его открытия на острове жило 10—15 тысяч человек. Вследствие перенаселённости, вырубки лесов и эксплуатации ограниченных ресурсов крайне изолированного острова цивилизация поселенцев пережила внезапный для неё кризис, последствиями которого стали деградация культурных традиций аборигенов и резкое уменьшение численности населения.

В настоящее время население острова составляет около 2 000 человек. Среди местных жителей есть представители трех разных рас: чернокожие, краснокожие и белые люди. В одном из путеводителей дана такая характеристика типичных пасхальцев: высокие, плотного телосложения, многие с татуировками, любят курение, употребляют пиво и крепкие спиртные напитки. Очень улыбчивы, не прочь пококетничать и польстить, говорят на рапануи, английском и испанском. В настоящее время основной вид деятельности местного населения - рыболовство, овцеводство.

Многие островитяне посвящают свое время исследованию местной энергетики или некоей духовной силы, которая, как они утверждают, излучают статуи и даже сам остров. Может быть, поэтому многие иностранцы, прибыв на остров, находят на нем душевный покой, энергию и такую полноту счастья, которого никогда раньше не испытывали.

Природа острова отличается чрезвычайной скудностью. Он покрыт редкой травой и немногочисленными деревьями. Здесь нет ни рек, ни ручьев; дождевая вода скапливается в трех небольших озерах, образовавшихся в кратерах вулканов. На поверхности острова видны следы сравнительно недавних извержений. В траве попадаются круглые, величиной с человеческую голову или даже больше, камни - это вулканические бомбы. Черные обломки вулканического туфа усеивают поверхность.

Откуда взялись первые жители на этом крохотном клочке суши? Это первая из загадок. Версий было несколько, но самых правдоподобных – две. Автор первой – известный путешественник Тур Хейердал, считавший, что остров колонизировали переселенцы из Древнего Перу. В доказательство своей теории он даже совершил, подобно древним инкам, путешествие на плоту протяженностью 4349 миль за 101 день.

Кроме этого, Хейердал предоставлял и другие доказательства того, что в 800 г. остров Пасхи был освоен выходцами из Перу. Но почти все археологические данные говорят о том, что заселение острова началось значительно раньше, в 300 гг., жителями из Западной Полинезии.

К сожалению, о прошлом древних рапануйцев не осталось почти никаких данных, хотя у них существовала письменность, и это уже вторая загадка Рапа-Нуи. Остров Пасхи – единственный из островов Тихого океана, который имеет собственную систему письменности, к тому же, до сих пор не расшифрованную.

До нашего времени дошло очень мало табличек с загадочными письменами Ронгоронго. Эти тексты представляют собой пиктограммы – рисунки, изображающие людей, животных, астрономические символы. Способ написания – бустрофедон: направление строки чередуется в зависимости от ее чётности. Специалисты, изучающие эти таблички, нашли сходство между ними и древними языками долины Инда, китайскими иероглифами, евроазиатскими языками и языком индейцев кечуа с озера Титикака…

Но самая известная загадка острова Пасхи, которую уже сотни лет пытаются разгадать исследователи – гигантские каменные статуи, моаи. Примерно 600 каменных статуй - Маои, разбросанных по всему острову. Эти таинственные монолиты были вырезаны из окаменевшего вулканического пепла. Моаи представляют собой стилизованные человеческие фигуры с большими продолговатыми головами на коротких туловищах. Одни из них изображают людей с европейскими чертами лица, другие — странных мужчин с длинными ушами, еще одна — человека с козлиной бородкой. Некоторые моаи имеют "шапки" из красного камня. Вес истуканов — от 10 до 80 тонн. Они стоят вдоль побережья, обращенные лицом к острову, безмолвно наблюдая за его жителями.

Островитяне были убеждены, что моаи охраняют их землю и их самих от злых духов. Только каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде они "шли" сами.

Множество незаконченных истуканов находятся в каменоломнях — такое ощущение, что резчики в одну секунду остановили работу и не смогли вернуться к ней. Некоторые истуканы застыли в глубине кратера вулкана Рано-Рараку, некоторые выходят за гребень вулкана и словно направляются к океану. Все как будто остановилось в один момент, охваченное вихрем неизвестного катаклизма.

Скульптуры устанавливали на церемониальных постаментов - аху. Длина самого большого аху Ahu Tongariki составляла 160 м. Она была разрушена цунами в 1960 г, затем вновь восстановлена, и сейчас все 15 статуй стоят вместе в ряд на центральной платформе аху длиной около 45 м. Другой большой постамент Ahu Akivi – это группа из 7 самых известных статуй о. Пасхи, символизирующих первых 7 мореплавателей, которые сумели добраться до этого клочка земли. Легендарная плита Ahu Akahanga представляет собой длинную каменную колонну с 4-мя упавшими статуями; это место, которое согласно легенде является могилой 1-го короля острова Хото Матуа.

Крепость Ahu Tahai датируется 7 веком. Это самое старое архитектурное сооружение на острове, в котором представлены 3 различных типа могильных плит аху: Ahu Ko Te Riky (огромная статуя весом 20 тонн с символическим камнем на голове, 690 г.н.э.), Ahu Vai Uki (группа из 5-ти статуй) и Ahu Tahai.

В каменоломне Rano Raraku находятся статуи, вырезанные из мягкого туфа вулкана. Умерших членов семьи обычно хоронили в склепе, расположенном под статуей. Еще одна каменоломня находилась в горе Пуна-Пау. Здесь добывали красный камень, который использовался при украшении статуй.

Одно из самых интересных зрелищ острова Пасхи - вулкан Рано Кау (Rano Kau) с красивейшим, заросшим тростником, озером в кратере. У подножия вулкана находится городок Оронго. Его дома, построенные в древности из мягкого камня, были отреставрированы. А скала, которая окружает город, осталась нетронутой. На ней вырезаны изображения людей-птиц (Tangata Manu, Tha Manu Tara, Makemake).

Можно посетить антропологический музей Sebastian Englert, где среди прочих экспонатов – единственный сохранившийся глаз статуи моаи.

Anakena Beach - пляж с белым песком вдоль пальмовых деревьев – самый известный на острове Пасхи. По преданию, именно здесь сошел на берег первый король острова Хото Матуа.

Рапа-Нуи – просто волшебное захватывающее дух место, это одно из самых изолированных мест на земле, этот крошечный островок изобилует археологическими загадками. Разбросанные по всему острову каменные истуканы сформировали образ острова в современном мире.

Ничего удивительного, что скульптуры моаи почти полностью затмили другие достопримечательности острова. Но стоит помнить, что Рапа-Нуи представляет собой нечто большее, чем музей под открытым небом. Да, конечно, история здесь правит балом, но это все же не единственная причина приехать на остров Пасхи. Многие путешественники с удивлением отмечают, что Рапа-Нуи представляет собой отличное место для активного отдых, любители дайвинга утверждают, что воды здесь самые чистые, а волны самые сильные в Тихом океане, что создает поистине великолепные условия для серфинга. Если вам по душе верховая езда, то можно отправиться осматривать древние места верхом на лошади.

Фольклорный праздник Тапати-Рапа Нуи, который ежегодно проводится на о. Пасха с конца января до середины февраля, собирает танцевально-музыкальные ансамбли как обитателей самого острова, так и таитянцев. В программу фестиваля, как правило, включены конкурсы музыкальных и танцевальных групп, а также непременное избрание Королевы. В конкурсах традиционно участвуют три ансамбля из островитян-паскуанцев: «Полинесико», «Кори-Кори». «Аро Репа". Однажды, в один из празднований о-в Таити направил на этот праздник-соревнование ансамбль «Та итиано», а в «группу поддержки» соотечественников вошел сам министр внутренних дел Таити.

Избрание Королевы носит характер «внутрисемейного соревнования». Претендентка на это высокое звание должна быть не только симпатичной, но и обладать трудолюбивыми родственниками. Если они наловят больше рыбы и соткут самое длинное полотно, то победа обеспечена. Островитяне не слишком беспокоятся о саморекламе на чилийском континенте, хотя и признают, что по значению этот фестиваль для них имеет не менее важное значение, чем на континенте 18 сентября, Национальный праздник Чили.