Музей изобразительных искусств

Музей изобразительных искусств в Будапеште - главный художественный музей венгерской столицы, крупнейшее в Венгрии собрание произведений зарубежного изобразительного искусства. В Музее сосредоточены произведения европейского искусства, начиная с памятников древней средиземноморской культуры и заканчивая современной скульптурой, живописью и графикой. Размещается все это разнообразие в неоклассицистском здании на площади Героев, построенном по проекту архитекторов Альберта Шикеданца и Фюлёпа Херцога.

Так называемый "Закон Тысячелетней годовщины" 1896 года официально учредил Музей, который был открыт в 1906 году. Однако коллекции, составившие собрание Музея изобразительных искусств, - гораздо более раннего происхождения, чем сам Музей.

В основу богатейшего собрания Музея изобразительных искусств легла обширная коллекция живописи семьи Эстерхази. Здесь представлены художественные произведения от древних времен до наших дней.

Музей разделен на восемь отделов: Египетское Искусство, Античность, Скульптура Эпохи Барокко, Старые Мастера, Рисунки и Гравюры, Мастера XIX века, Мастера ХХ века и Современная Скульптура. Самые великие имена ассоциируются со старыми мастерами – Тьеполо, Тинторетто, Веронезе, Тициан, Рафаэль, Ван Дейк, Брюгель, Рембрандт, Рубенс, Хальс, Хогарт, Дюрер, Кранах, Гольбейн, Гойя, Веласкес, Эль Греко и другими живописцами, работы которых размещены в музее. Среди французских художников XIX века лучше всего представлены Делакруа, Коро и Мане. В музее часто организуются временные экспозиции.

Египетский отдел. Собрание искусства Древнего Египта до конца прошлого века являлось составной частью собрания древностей Национального музея. В 1957 году коллекция египетского искусства была выделена из состава Античного отдела. В 1962 году был образован самостоятельный Отдел египетского искусства, экспозиция которого представляет многообразную (с точки зрения показа эпох и жанров) картину культуры, искусства и культа мертвых Древнего Египта. Коллекция отдела состоит более чем из 2500 экспонатов.

Античный отдел. Материал этого отдела Музея изобразительных искусств первоначально представлял собой собрание гипсовых копий с произведений классического искусства. Коллекционирование подлинников античной скульптуры не входило тогда в профиль отдела. Начало античному собранию положил Антал Хек-лер, который в 1908 г. купил у мюнхенского археолога Пауля Арндта 135 мраморных, а в 1913 г. — 650 терракотовых скульптурных произведений. В настоящее время в отделе хранятся 4000 памятников, в первую очередь, греческой, этрусской, римской и карфагенской культур.

Галерея старой живописи. Галерея старой живописи является основой Музея, его самым значительным собранием, насчитывающим более 2600 произведений европейской живописи. Из них 800 картин составляют постоянную экспозицию Галереи, открытую для посетителей Музея. Остальные картины размещены в так называемом научном запаснике с таким расчетом, чтобы они были доступны для изучения научными работниками. В результате планомерной собирательской деятельности, Отдел графики имеет почти полный комплект гравюр Дюрера, Рембрандта и Гойи, литографий Домье и Тулуз-Лотрека. Целыми сериями графических произведений представлено также искусство Альтдорфера, Кранаха, Мантеньи, Маркантонио Раймонди, Калло, Г. Б. Тьеполо, Д. Тьеполо, Луки Лейденского и Гольциуса.

Отдел европейского искусства нового времени. В то время, как коллекция Галереи старой живописи и собрания графики являются результатом успешной планомерной собирательной деятельности Музея и дополняющих ее акций частных завещателей и дарителей, на судьбе собрания этого отдела отрицательно сказались, с одной стороны, быстрая смена на протяжении XIX—XX столетий вкусов и настроений меценатов, с другой — влияние на работу Музея культурной политики венгерского правительства в период между двумя мировыми войнами.

Отдел старой скульптуры. На базе коллекции скульптуры IV—XVIII в. в 1955 году образовался самостоятельный отдел. Богатый материал этого отдела явился результатом планомерного музейного коллекционирования. Основу собрания составляет серия итальянской скульптуры, большая часть которой была куплена для Музея в конце века в Италии тогдашним директором Кароем Пулски. К этой коллекции была присоединена купленная в 1914 году коллекция бронзовой скульптуры, принадлежавшая венгерскому скульптору, зачинателю классицизма в Венгрии - Иштвану Ференци, который собрал свою коллекцию в Риме в первые десятилетия XIX в. Во время директорства Элека Петровича, материал Отдела скульптуры пополнялся в результате регулярных покупок, а в дальнейшем продолжал увеличиваться за счет даров частных лиц и получения скульптурных произведений из других музеев страны.

Собрание европейской скульптуры нового времени. Собрание европейской скульптуры нового времени является автономной коллекцией, входящей в состав Отдела европейского искусства нового времени. В период образования Музея материал коллекции современной европейской скульптуры составлял единое целое с современной венгерской и старой европейской скульптурой. После нескольких переходных административных форм коллекция современной европейской скульптуры стала частью собрания Отдела европейского искусства нового времени.