Храмы боробудур и прамбанан.

На мусульманском острове Ява, располагаются удивительные памятники двух религий - буддизма (храм Боробудур) и индуизма (храм Прамбанан).

Самым грандиозным считается храм Боробудур, расположенный примерно в часе езды от Джокьякарты. Храм Боробудур считается одним из семи чудес света. ЮНЕСКО признает этот храм мировым наследием.

До сих пор не умолкают споры о том, что же может значить само слово “боробудур”, и не правильнее ли будет писать его как “баробудур.” Ученые пришли к согласию лишь в том, что состоит оно из двух частей – “боро, или бара” и “будур”. По одной из версий “бара” происходит от санскритского слова “вихара”, что значит комплекс храмов или монастырей, а “будур” напоминает балийское “бедухур”, что означает “наверху”. Следовательно, само название можно расшифровать как “комплекс храмов на холме”. По другой версии слово “боробудур” можно трактовать как санскритское “бхарабудда”, то есть “множество Будд”. Третья версия гласит, что “Бора” это название местности, а “будур” – означает “древность”. Всё вместе, следовательно, переводится как “Древняя Бора”, но что это за “Бора” такая, никто не знает. Существует и другие, ещё более запутанные и противоречивые версии. Впрочем, оставим научные споры ученым и познакомиться лучше поближе с одним из крупнейших буддийских храмов за пределами Индии и Камбоджи.

Боробудур был сооружен между 780 и 850 годами нашей эры, при династии Шайлендр – могущественных «властителей Горы», поборников буддизма. На протяжении веков он подвергался воздействию сил природы, а в последние столетия – безжалостному разграблению. Из пятисот статуй Боробудура полторы сотни лишились голов, «перебравшихся» в музеи и частные коллекции Голландии, Англии, Германии и азиатских стран. В 1896 году голландское правительство Явы подарило сиамскому королю Чулалонгкорну скульптуры пяти воловьих упряжек со стен храма. У многих статуй бесследно исчезли руки, ноги, пальцы, носы – их отбили и увезли с собой в качестве сувениров бесцеремонные и безнаказанные гости. Только некоторые из наследников тогдашних грабителей благородно вернули теперь «трофеи» на Яву.

Храм сооружен вокруг естественного холма, обложенного каменными блоками, и имеет вид ступенчатой пирамиды с основанием 123 м. и высотой около 32 м. А первоначально высота от подножия до макушки некогда венчавшего храм шпиля превышала 40 метров. Борбудур впечатляет колоссальностью своего сооружения, он состоит, по крайней мере, из 2 миллионов каменных блоков. Он стал прототипом знаменитого кампучийского Ангкорвата. Полтора столетия он считался духовным центром Явы, но потом из-за упадка буддизма был оставлен людьми.

В X-XI веках храм был брошен, причина этого до сих пор остается загадкой для ученых. Возможно, извержение вулкана Мерапи заставило жителей центральной Явы покинуть свои города и забросить храмы. К тому времени, когда люди вернулись в эти районы, храм Боробудур был похоронен под слоем вулканического пепла и разросшимися на его стенах тропическими пальмами и лианами.

Европейцы открыли для себя Боробудур в 1814 году. Когда Томас Стамфорд Раффлз, генерал-губернатор Явы, узнал об удивительных развалинах в чаще леса, он приказал прорубить сквозь джунгли просеку, а затем начать целенаправленные работы по расчистке памятника, поразившего цивилизованный мир. Но после первой реставрации, проведенной в начале XX века, оказался под новой угрозой. Почва холма стала постепенно размываться во время тропических ливней. И уступчатая пирамида Боробудура оказалась как бы повисшей над пустотой. Почти десять лет Индонезия при содействии ЮНЕСКО занималась спасением Боробудура. Храм пришлось разобрать, чтобы укрепить холм бетоном.

Храм Боробудур площадью 200 м2 представляет собой буддистскую модель вселенной, центром которой является мифическая гора Меру. Свое восхождение пилигримы начинают с восточного входа, обходя все уровни по часовой стрелке. Пройдя 5 км открытых коридоров и поднимаясь через шесть квадратных и три круглые террасы, пилигрим восходит по спирали от мира земного к Нирване. Первые шесть уровней украшены барельефами, изображающими сцены из буддистских доктрин и из жизни Явы XIX столетия. На трех верхних террасах находятся 72 ступы, в каждой из которых - статуя Будды. Венчает это уникальное сооружение центральная ступа - воплощение Нирваны.

Чем дольше вглядываешься в восьмиярусный контур этого храма, тем больше убеждаешься, что он как бы воплощает собой поэтический образ уступчатых террас на склонах индонезийских холмов. Ведь подобно здешним буддистам, которые поклоняются божеству не внутри храма, а на внешней стороне его, крестьяне Явы тоже склоняются над кормилицей землей, словно молясь ей, чтобы она вознаградила их труд.

Храм Прамбанан – наибольший индуистский храмовый комплекс в Индонезии, расположенный между двумя городами - Йогья и Соло. Храм Прамбанан представляет он собой гордо возвышающееся величественное каменное сооружение, давно потемневшее от времени. Храм Прамбанан состоит он из частей. Одна из них - Лоро Джонгранг, индуистский комплекс, насчитывающий три громадных храма. Они посвящены Брахме, Вишну и Шиве. Перед Лоро Джонгранг расположены храмы Прамбанана размером поменьше. Они предназначены для священных животных, на которых передвигались Боги. Согласно индуизму главные божества всегда имели своих собственных слуг-перевозчиков – божеств рангом пониже. Перевозчик есть даже у Ганеши - пухлого милого божества с головой слона. Им является мышь. Вспомогательные храмы комплекса Прамбанан были поделены между Гарудой – магическим орлом (перевозчик Бога Вишну), быком Нанди (транспортное средство Шивы) и лебедем (перевозчик Брахмы). При этом, вокруг Прамбанан находились ещё и храмы поменьше. И многочисленные миниатюрные священные сооружения занимали всё поле перед храмовым комплексом Прамбанан. К сожалению, большая часть из них не уцелела после землетрясения, оставив после себя лишь груды камней.

Главные храмы Прамбанан также подверглись разрушениям. Поскольку при их строении не был вообще использован связующий камни раствор, храмы Прамбанан сильно пострадали от сейсмической активности острова Ява. Всё же, несмотря на свою гордую величественность, сооружения они довольно хрупкие. А буйствующие здесь время от времени природные катаклизмы никому не дарят пощады.

Храм Прамбанан сохранил до сегодняшнего дня удивительной красоты барельефы и фрески. Однако работы по реконструкции храмового комплекса Прамбанан продвигаются столь медленно, что некоторые части храма так и остаются похожими на руины. Внутрь комплекса храма Прамбанан тоже проход запрещён. Посему, даже трудно разглядеть известнейшие барельефы, отображающие сцены из «Рамаяны». А статуи богов и богини Дурги, подарившей название всему храмовому комплексу и вовсе увидеть не представляется возможным.

Название храма Прамбанан несёт в себе печальную историю. Когда-то принцесса Лоро Джонгранг (в переводе «Стройная Дева», то есть не имя принцессы, а больше комплимент её фигуре) отказывалась выходить замуж за принца, которого совсем не любила. Тогда, она придумала ему такое условие, которое, как ей казалось, выполнить он не сможет. Принцесса пообещала принцу выйти за него замуж, если тот за одну ночь построит храм, украшенный тысячью статуй. Но принц не растерялся. И видно был настолько уверен в своей любви к принцессе и желанием жениться, что воспользовался помощью потусторонних сил. Лоро Джонгранг ночью в ужасе и страхе увидев почти уже возведённый храм Прамбанан, развела громадный костёр, освещавший своим пламенем всё вокруг так, что было похоже, будто солнце вдруг взошло посреди мрака ночи. Но не удалось принцессе больше ничего сделать – принц, увидев костёр, разгадал её коварные замыслы. И был настолько зол, что саму принцессу превратил в одну из статуй построенного храма, назвав её Дургой. Хотя, так всего лишь гласит одна из народных легенд. А есть ведь и другие мифы. В более канонических из них богиней Дургой была жена Шивы – злая и нещадная к демонам ипостась Парвати. Но случаи, когда один и тот же Бог задействован в разных мифах и народных легендах не редкий, и встречается не только в индонезийской мифологии, но и в европейской.

Строительство храма Прамбанан началось ещё в 8-9 веках. Сейчас, глядя на этот всё ещё великолепный даже в своей разрухе храмовый комплекс, всё же понимаешь, что его время ушло, его жизнь далеко позади. Он либо забыт, и нет больше того культа, либо его приверженцы давно ушли с этих мест.… А величественный чанди прошёл сквозь века и всё стоит посреди поля на том же самом месте, такой одинокий, забытый и пустой…

Сейчас он, как и многие храмы, расположенные невдалеке, включен в список наследия ЮНЕСКО. Однако, несмотря на это практически не охраняется. Как следствие, у многих статуй Будды нет голов – они попросту украдены. Последнее из сильных землетрясений, бывших здесь (2006 год) заметно разрушило сооружения храма Прамбанан, а реставрационные работы ведутся до сих пор и очень медленно. В том же году без крыши над головой остались и тысячи местных людей. Сейчас они до сих пор проживают в полуразрушенных после этого природного бедствия домах.