Петра

Петра - древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик.

В перевода с греческого Петра означает скала или камень. В древности Петра находился на торговом пути, соединявшем Ближний Восток, Аравию и Индию. Иордания изобилует археологическими находками, от руин неолитических времён до рассеянных по пустыне замков принцев из династии Умейядов. Однако даже для такого богатого дарами истории государства Петра является поистине бесценным сокровищем, крупнейшим самоцветом в короне Иордании, прославившим это восточное королевство на весь мир.

Неслучайно именно Петра, волшебный город, как бы на глазах вылупляющийся из огромной скалы, внесён Международной организацией ЮНЕСКО в список шедевров мирового культурного несколько веков Петра до глубины души поражает путешественников и своим видом, и редкостным розово-красным цветом под цвет материнской горы, из каменной плоти которой и высечены все городские здания. С целью сохранить уникальную достопримечательность в максимальной неприкосновенности не только для нашего, но и для будущих поколений, вся здешняя туристическая инфраструктура расположена не в самой Петре, а в находящемся рядом городке Вади Муса.

Петра — часть культурного наследия набатеев, трудолюбивого арабского племени, населявшего южную Иорданию более 2000 лет назад. Со своих отдалённых военных постов набатеи осуществляли наблюдение и контроль надо всеми торговыми путями древней Аравии, взимали дань за сопровождение и защиту идущих по пустыне с запада на восток караванов, гружёных индийскими пряностями и шелками, и следующих им навстречу караванов, везущих шкуры животных и слоновую кость из Африки. Набатейское царство просуществовало много веков, в течение которых его столица, Петра, приобрела широкую известность как центр высокоразвитой культуры, архитектурный шедевр и гениальное инженерное сооружение с её широко разветвлённой и рассчитанной на перепад высот системой каналов и дамб. Однако за всяким, и самым пышным, расцветом неминуемо следует упадок.

Не миновала эта участь и царство набатеев, которое в конце концов было завоёвано римским императором Трояном. Через некоторое время рухнула, в свою очередь, и Римская империя, а спустя ещё несколько веков, к 16 столетию нашей эры, земли бывшего набатейского царства и Петра оказались совершенно забытыми на Западе. Сокровище Востока дремало в ларце пустыни почти триста лет, когда в 1812 году состоялось его новое открытие.

Сейчас Петра является самой известной достопримечательностью Иордании, расположен в 262 километрах к югу от Аммана, и в 133 километрах к северу от Акабы в долине Вади Муса. Древний город до сих пор является собственностью бедуинов, которые занимаются на территории музея изготовлением и продажей сувениров, а так же предлагают совершить поездку на лошадях или верблюдах.

Швейцарский путешественник по имени Иоганн Людвиг Буркхардт, оказавшийся в окрестностях Петры, не испугался кажущейся безвыходной бесконечности здешних песков и убедил своего проводника отвести его к затерянному в этих песках таинственному городу, о котором ходило столько легенд. Тогда же в своём секретном дневнике он записал: «Вполне вероятно, что руины Вади Муса представляют собой не что иное, как останки античной Петры».

Решающим для того неизгладимого впечатления, которое Петра производит на всех приближающихся к ней путешественников, оказывается неожиданное и вместе с тем удивительно выгодное, можно сказать: эффектное расположение города, спрятанного в самом центре скалы, так что дорога к нему проходит по глубокому и узкому ущелью (местное название: сик), почти трещине в горе, возникшей здесь в результате доисторического землетрясения.

Шаг за шагом, продвигаясь между отвесных стен, возносящихся над Вами на 80-метровую высоту, с любопытством озираясь по сторонам и устремляя глаза вверх, вослед скальному разбегу, невольно замечаешь причудливое узорочье высеченных на стенах ущелья надписей на древних языках, перемежающихся с нишами или даже настоящими кельями, вырубленными в извилистых слоях известняка. С определённого момента начинает казаться, что это блуждание по лабиринту будет бесконечным, — и в тот же миг ущелье внезапно обрывается и перед вами распахивается величественная перспектива Петры.

Древний город, за тысячелетия одиночества, словно тоже истосковавшийся по человеку, теперь как будто сам вырывается из скал к нам навстречу. При этом город Петра, родившийся и выпроставшийся из каменных простыней, продолжает оставаться в самом сердце, точнее, под сердцем горы, будто бы неожиданно раздумав покидать родное чрево. Таким образом, похожая в своей внезапности на взрыв, долгожданная встреча с волшебным городом оставляет двойственное впечатление, словно вы и бежите ему навстречу, и внезапно останавливаетесь, оглушённый, как бы на полной скорости ударившись о невидимую преграду.

Сияющая на самом пике этой драматической встречи, первая легендарная достопримечательность Петры, один из знаменитейших её монументов с говорящим названием Сокровище, расположен как раз на выходе из ущелья. Его известный во всём мире благодаря финальным кадрам фильмов Индиана Джонс и Последний поход крестоносцев, возносящийся ввысь подобно тысячам башен фасад, вслед за собственным взлётом будто бы готовый каждую минуту рухнуть вниз со всех своих неимоверных вершин — это лишь один из секретов Петры.

Постепенно отходя от первого оглушительного впечатления и всё пристальнее всматриваясь в громаду Сокровища. Вдруг понимаешь, что этот казавшийся вам мгновение, назад вырубленным из цельной скалы одним огромным куском фасад, на самом деле представляет собой тончайшее переплетение нанизанных на позвоночники колонн. Словно нервы города, многочисленных ниш гробовых и жилых камер, многоэтажных створок и лесенок, сложных перегородок и гармонически повторяющих друг друга стен сотен и сотен более мелких фасадов, из которых, словно из множества фасеточных отражений, складывается общий рисунок или отпечаток единого гигантского образа города на почти отвесных камнях…

Не вглядывайтесь слишком пристально в фасады Сокровища. Помните: для того, чтобы разобраться в хитросплетениях внутренней иннервации этого странно живого образа, может потребоваться несколько дней. И тем не менее главные детали в портрете Петры бросаются в глаза среди множества второстепенных штрихов и надолго останутся в памяти: так, вы наверняка отметите для себя древний театр на 3000 мест, вкрапленный в корону города в начале первого века нашей эры, почти одновременно с громадой монастыря Дейр, а также величественное надгробное сооружение в римском стиле, называемое Дворцом-Надгробьем, равно как и небольшую скромную усыпальницу Аарона, брата Моисея, сооружённую уже в 13 веке Мамлюком Султаном на вершине одной из здешних гор, также носящей имя Аарона, в горной цепи Шара.

Лучше всего осматривать эти потрясающие достопримечательности ранним утром или перед закатом, когда клонящееся к западу, уже не ослепительное солнце словно растворяется в тёплых переливах розового камня колонн, сообщая каждому оттенку дополнительную глубину и проникновенность. Такой прозрачно-розовой, живой, парящей в ореоле волшебного предвечернего сияния, и увидел Петру в 1812 году Букхардт. Его путь к удивительному городу в то время был долог и труден.

Главной достопримечательностью Петры, безусловно, является сама Петра. Вам будет достаточно и одного дня, чтобы на всю жизнь запомнить этот волшебный город, но мало и недели, чтобы как следует рассмотреть его. У главного входа можно приобрести подробные карты и прекрасно изданные путеводители, которые помогают в сладостных блужданиях по лабиринту Петры, но только если вы найдёте время вспомнить о них.

Кроме того, можно воспользоваться услугами опытного гида. От главного входа до входа в ущелье, расстояние между которыми составляет примерно 1 км, можно добраться пешком или на лошади, которую впоследствии надо будет сменить на небольшой экипаж, курсирующий непосредственно по дну ущелья (энтузиасты пеших прогулок могут продолжать движение любимым способом, не обращая внимание на последнюю ремарку). Для пожилых туристов и туристов с ограниченными возможностями за незначительную дополнительную плату выдаётся специальное разрешение на поездке в экипаже по всему древнему городу.

Миновав ущелье и наконец вступив на территорию Петры, можно продолжить своё дальнейшее путешествие на ослике или., на верблюде, причём последний способ передвижения для большинства туристов оказывается гораздо проще и комфортнее. Главное, не волноваться, когда во время осмотра этого необычного города, протяжённого по вертикали не менее, чем по горизонтали, замечательное «средство передвижения» начнёт со столь свойственным этим животным спокойным изяществом взбираться наверх по особенно крутой лесенке с тем, чтобы дать возможность воочию насладиться очередной захватывающей дух достопримечательностью, расположенной выше по скале…

Петра сама по себе музей под открытым небом. Но на ее территории в закрытых стенах работает также Музей археологии, где собраны найденные фрагменты скульптурных групп и утвари набатейцев.

Рядом с Музеем архитектуры расположен ресторан. Обильный шведский стол, украшенный шикарными позолоченными блюдами, дополняется персонально приготовленными шашлыками и кебабами. Так что каждый желающий может отведать местную кухню в самом сердце древнего набатейского царства.