Национальный парк амбосели.

Амбосели - один из самых старых национальных парков Кении. Он был основан в 1974 г. и его площадь составляет 392км.кв. По кенийским стандартам очень маленький парк и является одним из красивейших мест в стране.

Заповедник расположен в зоне Великого Африканского Разлома на границе с Танзанией, с северной стороны горы Килиманджаро. Несмотря на преобладающую высокую температуру, земли парка возвышаются на 1180 м. над уровнем моря. В течение почти всего дня вершина горы остаётся скрытой облаками. Её лучше всего видно на закате, когда открывается захватывающий вид на заснеженную горную вершину.

Из национального парка Амбосели можно увидеть один из самых захватывающих видов в Кении на гору Килиманджаро (5985м.), которая возвышается над равнинами. Она похожа на обитель всемогущего бога, который управляет миром со своего серебряного трона. Гора-великан Килиманджаро была открыта для западного мира немецким путешественником Йоханнесом Ребманном (Johannes Rebmann) в 1848 г. До этого в древних арабских легендах и сказаниях на языке суахили говорилось о великой горе, на чьей вершине живёт ужасный бог, который парализует руки и ноги всем тем, кто осмеливался приблизиться к его обители. В такой поэтической форме жители тропических берегов описывали ещё неизвестное им явление – обморожение.

Любопытно, что гора Килиманджаро находится не только за пределами границ национального парка Амбосели, но и за пределами границ Кении. Жители Танзании до сих пор не могут смириться, что самый потрясающий вид, открывающийся на гору, принадлежит их соседям в Кении. Если посмотреть на карту Кении, то можно увидеть, что практически прямая линия границы, разделяющей Кению и Танзанию, обходит гору, оставляя её последней стране. Почему же так? Это произошло во время разделения Восточной Африки на две сферы влияния: немецкую и британскую. В то время как на британской стороне были расположены две горы, то на немецкой - ни одной. Поэтому королева Виктория отдала гору Килиманджаро во владение немецкой стороне в качестве подарка ко дню рождения её внучатого племянника кайзера Вильгельма II. Такой расклад оставил удовлетворёнными обе стороны.

Земли на территории парка Амбосели принадлежат масаям – легендарному племени войнов-кочевников и пастухов, которые питаются смесью из крови и молока. Масай и сегодня продолжают жить так же, как их предки на охраняемых землях вокруг парка, пася свои стада и кочуя по саваннам и равнинам в поисках лучших пастбищ. На протяжении всего своего исторического перемещения, ограниченного в наше время вторжением на их территории, масай строили себе временные хижины – энканги (enkang’), более известные как маньятта, используя ветки деревьев и скрепляя их между собой коровьим навозом. Люди-войны масай являются превосходными объектами для фотографирования благодаря своим длинным и стройным телам, гордому виду и разноцветным одеждам. Но не стоит их фотографировать, не спросив разрешения до этого. Это чревато последствиями.

Экосистема национального парка Амбосели очень хрупкая и зависит от сезонных изменений. Почти всё время здесь преобладает сухой сезон, за исключением ежегодных дождей, чьи выпадающие осадки не превышают 350-400 мм. ртутного столба за сезон. Северо-западную часть парка занимает бассейн озера Амбосели. Большую часть года озеро представляет собой большую раскалённую поверхность с потрескавшейся землёй и носящимися по ней сухими ветрами. Целые стада зебр и антилоп гну бродят по обжигающей поверхности друг за другом в поисках пропитания. Во время сезона дождей бассейн озера и прилегающие земли наполняются водой. Но этого недостаточно для поддержания богатого растительного мира. Причина заключается в том, что на поверхности так называемого дна озера скапливается высокая концентрация соли, которая во время наполнения озера в сезон дождей разносится по всему бассейну. Это мешает цветению растений в этих местах. Поэтому на территории парка можно найти только несколько видов деревьев, небольшие скопления акаций и несколько видов пальм, растущих на почтительном расстоянии от озера. Для животного же мира такие богатые солью места имеют большое значение.

На первый взгляд земли парка кажутся пыльными и сухими, но на самом деле они полнятся водой, правда, подземной.

Снега с горы Килиманджаро тают и ручьями стекают вниз, насыщая влагой потрескавшуюся почву. Эти воды образуют разнообразные подземные течения, которые сливаются в два чистейших источника в центре парка, выходящих на поверхность земли в нескольких местах. Они питают большие болота, среди которых и болото Логинья (Loginya Swamp) с растущим в его водах папирусом. К его берегам, богатым минеральными источниками, приходят слоны, бегемоты и буйволы в сопровождении египетских цапель.

География национального парка Амбосели очень простая, и её описание можно сравнить с пиратской картой сокровищ. Обширные прерии простираются от высушенного бассейна озера Амбосели. К югу и к востоку от этих земель лежит небольшой зелёный участок с богатой растительностью, в котором укрываются лоджи парка. Дальше на юге находятся пальмовые заросли и прохладный оазис, предоставляющий воду, спасительную тень и пристанище для множества диких животных. Пальмовые заросли с обеих сторон окружены болотами. В восточной части парка возвышается Обзорный холм (Observation Hill) – единственная возвышенность заповедника, откуда открывается захватывающий вид на всю близ - лежащую территорию и дальше. Далее к югу находятся залежи вулканического происхождения, образовавшиеся несколько сот лет назад в результате вулканической активности горы Килиманджаро, и придающие земле вид лунной поверхности. У края застывшего потока лавы расположился лодж Амбосели Серена (Amboseli Serena), а у южной границы парка обосновались несколько деревень племени масаев.

Парк Амбосели находится под угрозой постоянного давления, как со стороны туристов, так и со стороны местного населения. Из-за своей скудной растительности заповедник является хорошим объектом для внедорожной езды, что ведёт за собой разрушительные последствия. Власти парка предпринимают меры, чтобы прекратить эту губительную активность. Другой разрушающий фактор – выпас стадов внутри парка местными племенами, несмотря на запрет, который был введён ещё в те времена, когда люди племени масаи были согнаны со своих исторических земель во время основания нынешней столицы Кении г. Найроби.