Особняк каса рокка пиккола.

Каса (особняк) Рокка Пиккола – частный музей, который находится в собственности потомков одного из аристократических родов Мальты и экспозиция которого повествует о нравах и быте его хозяев, мальтийских дворян.

История этого здания насчитывает более 400 лет и переносит переступившего его порог в эпоху рыцарей-иоаннитов, одержавших победу над турками во время осады Мальты в 1565 году. После осады рыцари ордена строят столицу, город-крепость Валлетту с абсолютно прямыми улицами и, помимо обычных домов, воздвигают на них замечательные дворцы. Особняк Рокка Пиккола назван в честь первого владельца Дона Пьетро Ла Рокка - адмирала рыцарского флота итальянского ланга. В последующие годы этот восьмикомнатный дом сдавался в аренду, а во второй половине XVIII века был продан мальтийской дворянской семье. Сейчас в нем живет семья рыцаря и девятого маркиза де Пиро.

Вот уже в течение 200 лет обстановка и убранство дома не меняются. Старинная мебель, хрустальные люстры, столовое серебро, художественные полотна, одежда и предметы быта распределены по комнатам особняка. Множество гостиных и спален, библиотека, архив, домовая церковь – все эти помещения отличаются аутентичными интерьерами.

Когда поднимаешься по лестнице из белого мрамора, то первое, что попадается на глаза - это, конечно же, фамильный герб и сделанная в Богемии огромная люстра XVIII века. Ежегодно ее опускают вниз и чистят. И каждый раз ни один из членов семьи де Пиро, будь то хозяйка дома Френсис, дети - Космо, Клемент, Луиза и Антон или тем более внуки - Серафина и Николас, не уверены в том, что ее удастся собрать заново. Выручают старые фотографии и собственные записи.

С лестницы сразу попадаешь в домашнюю часовню. Стены часовни, как бы копируя стены мальтийский церквей, выкрашены под цвет дамасска. Покрытый мальтийскими кружевами XVII-XVIII веков, алтарь сделан из дерева и окрашен под мрамор. На алтаре два распятия. Одно, из слоновой кости, подарено кардиналом Годфреем, второе с обратной стороны украшено семью печатями Ватикана. Над алтарем картина художника Каруана "Мадонна с младенцем и Святым Гаэтано". Ранее эта домашняя часовня принадлежала семье Тестаферрато, член которой стал единственным в истории Мальты кардиналом римско-католической церкви. Появление культового места в доме не случайно, так как во многих богатых европейских семьях младшие сыновья по традиции становились священниками, и эти семьи пользовались такой привилегией, как личная часовня в одной из комнат собственной резиденции.

Спальня - это единственная комната, которой в доме не пользуются, потому что стоящая в ней кровать является одновременно и шедевром, и семейным талисманом. Эта кровать принадлежала родившей девятерых детей прабабушке Орсоле. К кровати можно лишь прикоснуться "на счастье". Покрывала меняются каждые два месяца. Одно из них очень редкое по красоте кружево - для его плетения вручную понадобилось два года. Комод тоже являет собой большую редкость, так как мебель XVI века практически не дошла до наших дней. В спальне несколько картин. Одна из них художницы Дорис Зинкенсен "Момент смерти": ангел смерти посещает богатых, молодых, добившихся успеха, игнорируя старых и немощных. Еще несколько шедевров мальтийской мебели находятся в так называемой Зеленой комнате. Это сделанный в 1640 году книжный шкаф-бюро с инкрустированными внутренними и наружными дверцами, разноцветная венецианская люстра со свечами, софа и боковые столики XVIII века.

При подходе к последней комнате в этой анфиладе можно увидеть еще одно из сокровищ этого дома - переносную позолоченную карету, принадлежавшую рыцарю Фра Виктору Николасу де Вакон Бельмонт - романтику и путешественнику, главнокомандующему рыцарских галер (1764-1766). Карета украшена гербом, что свидетельствовало о значимости ее хозяина. В те времена на таких каретах при помощи кожаных ремней слуги и турецкие рабы переносили своих господ не только по улицам, но и поднимали по лестницам, доставляя во Дворец Великого Магистра или другие места.

При входе в библиотеку прямо над дверью росписи по дереву, сделанные во время правления Великого Магистра Ласкариса, которые, возможно, когда-то украшали гранд-салон на его личном корабле. Датированная 1640 годом, эта коллекция сегодня является национальным достоянием. Самый выдающийся из предметов коллекции - переносная часовня, выполненная в черном и желтом цветах. Когда часовня закрыта, то она больше похожа на комод, но как только дверцы распахиваются - это настоящая капелла с алтарем, распятием, реликвиями. Часовня украшена рисунками экзотических цветов и птиц, а также двумя сценами из жизни Святого Франциска: его путешествие в Японию и пребывание в Индии. Такие часовни были очень удобны. Их можно было перенести из комнаты в комнату, отвезти в свою летнюю резиденцию.

Матери могли присутствовать при крещении детей почти сразу же после их рождения. В этой же комнате традиционные мальтийские часы с одной стрелкой. Они служили скорее в декоративных целях, нежели по своему прямому назначению. Обычно их дарили на свадьбу. Дети знатных родителей заключали браки в 14, а то и в 13 лет. Портрет маленькой девочки - маркизы Франчески Шара, находящийся в соседней порфирной комнате, краска на стенах которой имитирует шелк, отчасти на ту же тему. За спиной девочки видна гора Этна - указание на то, что родовитая невеста имеет еще и недвижимость за границей, в данном случае в Италии. В той же порфирной комнате, в шкафу выставлены шахматные наборы из слоновой кости. Они сделаны во Франции, Китае, Италии и на Мальте. Если повнимательней присмотреться к мальтийским, то можно заметить, что у фигурок королев нет короны, что как бы еще раз напоминает, что госпитальеры давали обет безбрачия и потому такого титула, как королева на Мальте существовать не могло вовсе.

Интересен китайский набор, где белая фигура - король Англии Георг III, а красная - император Китая. По соседству с шахматами хранятся сделанные на Сицилии чаши майолики, использовавшиеся для хранения лекарств в рыцарском госпитале Сакра Инфермерия, а в Голубой комнате - набор хирургических инструментов из чистого серебра (XVIII век), серебряные посуда и кофейник, табакерки из кокосового ореха.

Столовая дома резко контрастирует с общим интерьером дома и представляет собой как бы отдельное помещение. Когда-то это была открытая терраса с видом на небольшой сад, являвшийся еще одной привилегией мальтийской знати (еще раз напомню, что Валлетта была городом военным), в центре которого над небольшим фонтаном стоит статуя работы Эдварда Галеа.

На столе в столовой - приборы и посуда на 12 персон, сделанные из китайского фарфора и серебра. На каждой салфетке из мальтийского кружева - герб семьи де Пиро. Такие же гербы на бокалах для вина. Стоящее в торце стола огромное зеркало в золоченой резной раме сделано на Мальте. Однажды его пять миль несли на руках из Мдины до Аттарда, опасаясь, что оно разобьется, если его положить в повозку с другой мебелью. Напротив зеркала - мраморная статуя Каррары - богини Дианы. За ее спиной картина - талантливо выполненная перспектива, создающая впечатление продолжения залы. Но если нет настроения обедать за большим столом, то есть еще одна столовая, поменьше. Она расположена в бывшей каретной комнате. Когда-то в этой части дома держали осла и старую двухколесную повозку. Правда, было это очень давно и об этом знают совсем немногие.

Нынешние владельцы особняка, маркиз де Пиро и его супруга, проводят экскурсии по своему роскошному дому (несколько комнат, в которых обитают маркиз и маркиза, закрыты для туристов).

Маркиз де Пиро расскажет вам о своей тете маркизе такой-то, которая сбежала с итальянцем и была отлучена от семьи; покажет платье, которое его мать сшила на последние деньги, чтобы побывать на приеме у английской королевы; или фамильные письма, где многие из далеких предков семьи предстают порядочными мерзавцами. Маркиз достаточно часто плачется о своей небогатой жизни. Конечно, есть какой-то налет декаданса в том, что он зарабатывает, выворачивая на изнанку чувства своей семьи. Но ведь жить всю жизнь в одном доме и ничего там не изменить – это тоже подвиг, и он должен быть чем-то компенсирован.

Дворец представляет историю совсем другой эпохи в истории Мальты – эпохи без войн и сражений. В то время как исторические музеи показывают 'рафинированную' историю страны, Касса Рокка Пиккола говорит о Мальте через призму чувств одной семьи.