Колон

Колон - второй по величине город Панамы и центр Зоны свободной торговли панамского канала, главный порт страны, крупнейший транспортный и экономический центр северного побережья. Небольшой и уютный городок Колон лежит у карибского входа в канал, сюда из столицы можно добраться за час неспешной езды на машине. Население - 141 тысяч жителей.

Городу всего 160 лет; дитя Калифорнийской золотой лихорадки, он был основан в 1850-м году при железной дороге, идущей через перешеек. Городок сначала назывался Аспинвол в честь одного из строителей дороги. Восстание во главе с Педро Престаном в 1885-м году почти полностью уничтожило городок.

В 1890-м году восстановленный французами Аспинвол был переименован в Колон (Col?n) в честь Христофора Колумба, так его имя звучит по-испански. В переводе же на русский Колумб стал бы Голубевым.

Эти места действительно открыл Колумб, побывавший в 1502-м году в нескольких точках перешейка, в том числе и на острове Мансанильо, где теперь расположен Колон. Место не попало вместе с остальной Панамой под агрессивное испанское господство: остров был покрыт мангровыми зарослями и деревьями мансанильо, сок которых настолько едкий, что вызывает ожоги на коже; деревья росли на необыкновенно вонючем болоте, где жили крокодилы и другие огромные рептилии. Воздух был полон ядовитых насекомых и нездоровых болотных испарений.

От вида этого острова содрогнулся даже непоколебимый Колумб. Он не остался здесь. Отплыв несколько к западу от Колона, Колумб основал поселение под названием Белен. Там он оставил своего брата Диего и сотню воинов. Поселенцы прожили там недолго; печальная история тягот, лишений и, наконец, поголовного истребления отряда индейцами остается одной из самых патетических страниц ранней колонизации.

Мореплаватели, такие как Бальбоа, проплывали мимо Колона, не останавливаясь. Их привлекали более удобные гавани Порто Белло или Номбре де Диос. Коралловый остров, на котором ныне стоит Колон, населяли только пеликаны, крокодилы и змеи. Человек появился в этих местах только в 1850-м году, когда американцы решили устроить здесь атлантический "вокзал" железной дороги через перешеек. К слову, прекрасная картина того, как начинались такие дороги в южноамериканских джунглях, дана в фильме "Фицкарральдо" Вернера Херцога. Охотники за золотом хотели сократить путь: приплывая на кораблях из Восточных Штатов, они пересекали перешеек и плыли дальше в Калифорнию. До прибытия Комитета по строительству Панамского канала в 1905-м году, Колон оставался не более, чем болотистым, грязным, кишащем инфекцией портом, эпитеты которого - "зачумлённая дыра" или "самый мерзкий город обеих Америк" - хорошо отражали состояние места. В городке не было канализации, мусор выбрасывался прямо на улицы, "процветали" проституция и воровство. Отхожие места строились над водой на оконечностях пирсов. Приливы и отливы не могли унести мусор далеко в море, и над Колоном постоянно висел вонючий туман. Виды на это место некоторое время имела Франция, и в одной газете начала двадцатого века описан случай, как сто пятьдесят французских рабочих, наслышанных об ужасных условиях на строительстве канала, отказались покинуть доставивший их корабль "Версаль", так что панамской полиции пришлось ссаживать рабочих насильно.

Впрочем, именно французы и навели здесь подобие порядка, построив на северной оконечности острова приятный городской район с белоснежными домами для белого населения, снабжёнными верандами и выходящими окнами на коралловый риф. За пределами же района всё оставалось по-прежнему: криминал, хижины негров-рабов и ужасные тропические болезни. Окончательный же порядок установился с прибытием американцев. Колон осушили, почистили, продезинфицировали. Улицы замостили, болото в центре города засыпали и превратили в парк. С тех пор город не теряет своего очарования и значения на мировой арене.

В наши дни это один из самых ветхих и криминализированных городов Панамы, привлекающий туристов лишь своими беспошлинными магазинами и множеством исторических зданий, которые, к сожалению, находятся в довольно неприглядном состоянии.

Кроме множества магазинов и недорогих ресторанов тут множество гольф-клубов, фитнес-центров, теннисных кортов и дайвинг-центров, а также множество исторических достопримечательностей.

К достопримечательностям города относятся старая железнодорожная станция (1909 г), Арена бокса (1978 г), неоготический Городской собор (1929-1934 гг.), отель Нью-Вашингтон (1850 г), Епископальная церковь (1865 г, первая протестантская церковь в Колумбии, которой тогда принадлежала территория современной Панамы), статуя Христа на Авенида-Сентраль, статуя Колумба (1866 г), и, конечно, Зона свободной торговли Колона - вторая по размерам (после Гонконга) беспошлинная зона планеты, с ежегодным товарооборотом больше 10 миллиардов долларов. Неподалеку от Колона находятся форт Сан-Лоренсо (XVI-XVIII вв.) - самое внушительное испанское укрепление на территории страны, шлюзы Гатун, прекрасные берега побережья Коста-Арриба северо-восточнее Колона и населенный потомками африканских рабов курортный остров Исла-Гранде.

Город имеет регулярную планировку – улицы разбивают его под прямыми углами на ровные кварталы. Колон сегодня – это и огромный современный круизный порт, и главная улица города подстраивается под нескончаемые потоки туристов, сходящих с лайнеров прогуляться и посетить магазины.

В Колоне соединились все черты тропических портовых городков, описанных Джозефом Конрадом и Сомерсетом Моэмом. Здесь каждый перекрёсток и бар знают тысячи историй – роскошных, меланхоличных, ироничных или безумных, словно сошедших со страниц романов этих двух путешественников.

Чуть южнее Колона, на берегах самой длинной реки страны - Чагрес - раскинулся Национальный парк Чагрес. Он был создан для охраны экосистем берегов рек, которые являются главными источниками воды для Панамского канала, источниками питьевой воды для многих крупных городов этой части страны, а также источниками электроэнергии для городов Панама-Сити и Колон. Площадь парка - 129 тысяч га. Главными его достопримечательностями являются река Чагрес и озеро Алажуела, на берегах которых селятся многочисленные колонии птиц. Также в парке предлагаются экскурсии в деревни индейских племён "эмбера" и "воунан", проживающих в этих заповедных местах. Во время экскурсий можно ознакомиться с культурой племён, сохранившейся с древних времён, с процессом изготовления и раскраски пирог местными мастерами. По территории парка проходят части двух старинных дорог, по которым европейцы вывозили золото инков в 16-18 веках, - это Камино-де-Крусес и Камино Реаль. С обзорной площадки Черро-Джефе (1007 м) открывается завораживающий вид на Панамский канал.