Пшемысль

Пшемысль – это столица городского повята и центр земского повята. Он является одним из старейших и красивейших польских городов, расположен на реке Сан у подножия Карпат, на перекрестке дорог, ведущих в горы Бещады, во Львов и на Кресы (бывшие восточные окраины Польши).

Пшемысль очаровывает своих гостей панорамой старого города и расположением на склонах Пшемысльской и Дыновской возвышенностей. Благодаря большому количеству памятников старины, а также богатому выбору развлечений и культурных мероприятий (фестивалей, концертов, выставок) здесь каждый найдет то, что ему по душе.

Пшемысль – это город со всегда живой, создаваемой столетиями, специфической атмосферой, которой не хватает ряду больших городов. Благодаря новым инвестициям в последние годы привлекательность города растёт и он становится главным туристическим центром Подкарпатья.

Город, имеет тысячелетнюю историю. В 1628 году в городе произошли антиеврейские беспорядки, сопровождавшиеся грабежами. В 1630 году евреев Пшемысля обвинили в гостии осквернении; один из них был сожжен. Пользуясь поддержкой властей, мещане в 1645 году заставили общину заключить с ними договор, резко ограничивавший экономическую деятельность еврейских ремесленников и купцов. Евреи Пшемысля не пострадали ни в годы восстания под предводительством Б. Хмельницкого, ни во время польско-шведской войны. Они активно участвовали в обороне города как от казаков, так и от шведских войск.

В 17 веке община Пшемысля была крупнейшей в Червонной Руси (см. Галиция); ее представители входили в Ва‘ад четырех земель. Во второй половине 17 века евреи Пшемысля оказались в трудном положении из-за чрезвычайных военных налогов, которые община вынуждена была платить. В 1661 году евреям пришлось отдать синагогу в залог кредиторам-шляхтичам. В 18 веке долги общины еще более возросли: в 1773 году они достигли 141 750 злотых. Продолжались нападения на евреев: в 1746 году ученики иезуитской школы разграбили и разорили синагогу. Положение евреев оставалось тяжелым и после присоединения Пшемысля к Австрии. До 1867 года они были обложены высокими налогами. Власти враждебно относились к хасидам (см. Хасидизм), составлявшим большинство еврейского населения Пшемысля. Автономия общины была урезана; власти, поддерживая сторонников Хаскалы, заставляли евреев посылать детей в государственные школы.

Во второй половине 19 веке среди членов общины появилось много состоятельных людей, занимавшихся торговлей пшеницей, лесом, поставками различных товаров в военный гарнизон Пшемысля, а также банковским делом. Среди евреев было много ремесленников, мелких торговцев, промышленных рабочих. Евреи арендовали земли в окрестностях Пшемысля, занимались торговым посредничеством между крестьянами и городским населением. Происходил значительный рост численности еврейского населения Пшемысля: с 5692 человек в 1870 году до 16 062 человек (29,6% от всего населения) в 1910 году. С 1875 года в городе действовало Общество вспомоществования еврейскому населению Эрец-Исраэль, в 1897 году возник ряд сионистских организаций (см. Сионизм). В начале 20 века были созданы отделения Бунда, Агуддат Исраэль, Фолкспартей; Г. Либерман организовал в Пшемысле ячейку Социал-демократической партии Галиции и Силезии. В городе функционировал союз «Яд харуцим», в который входили еврейские рабочие и ремесленники. Община содержала три синагоги, восемь молитвенных домов, две школы талмуд-тора, три микве, еврейскую больницу. Накануне 1-й мировой войны половину муниципального совета Пшемысля составляли евреи. В Пшемысле родился историк М. Шор.

Еврейское население города пострадало весной 1915 году во время оккупации города русскими войсками. Многие евреи бежали из Пшемысля, часть оставшихся была выслана русскими во внутренние районы России. На городских выборах 1928 году еврейский национальный блок получил 18 мест из 40 в муниципальном совете. Представитель блока был избран заместителем мэра.

Перед началом 2-й мировой войны в Пшемысле проживало около двадцати тысяч евреев. В первые дни войны многие евреи из западных районов Польши бежали в Пшемысль. 14 сентября 1939 году немецкие войска оккупировали город; через несколько дней после этого нацисты расстреляли около 600 евреев. 28 сентября 1939 года Пшемысль был передан Советскому Союзу. Пригород Засанье остался в руках немцев, все проживавшие там евреи были депортированы в Пшемысль. Советские власти запретили деятельность всех еврейских политических партий и общественных организаций; в апреле–мае 1940 году около семи тысяч евреев Пшемысля (в основном беженцы) были сосланы в отдаленные районы Советского Союза.

28 июня 1941 году немецкие войска заняли Пшемысль, где тогда проживало около семнадцати тысяч евреев. В июле был создан юденрат, главой которого стал доктор Игнаци Дулдиг (?–1942). Евреев обязали носить отличительный знак, вся принадлежавшая им собственность была конфискована. В июне 1942 года нацисты выслали в Пшемысль пять тысяч евреев из близлежащих деревень и местечек. В том же месяце в Засанье были расстреляны 45 еврейских женщин; за этим последовала депортация тысячи мужчин в Яновский концентрационный лагерь во Львове. 15 июля 1942 года всех евреев Пшемысля заключили в гетто. 27 июля гестаповцы уничтожили членов юденрата и попытались отправить 6,5 тысяч евреев Пшемысля в лагерь смерти Белжец, однако А. Батель, немецкий комендант города, потребовал прекратить депортацию. По его приказу части немецкой армии заняли мосты и остановили движение поездов с депортируемыми. Гестаповцы были вынуждены отложить намеченную акцию. (Яд ва-Шем присвоил А. Бателю звание Праведника народов мира /см. Хасидей уммот ха-‘олам/.) Вскоре депортации возобновились: 31 июля 1942 года в Белжец были высланы три тысячи евреев Пшемысля, 3 августа — еще три тысячи, 18 ноября — шесть тысяч. После этого нацисты разделили гетто на две части: в одной из них были сосредоточены евреи, работавшие на немецких предприятиях (в феврале 1943 года она стала концентрационным лагерем), в другой содержались нетрудоспособные. В гетто действовало подполье, осуществлявшее акции сопротивления (так, 10 мая 1943 года был убит гестаповец). В период с сентября 1943 года по апрель 1944 года всех евреев, остававшихся в Пшемысле, депортировали в Освенцим.

После освобождения Пшемысля советской армией (27 июля 1944 года) в городе поселилось 250 евреев, скрывавшихся во время немецкой оккупации или вернувшихся из Советского Союза. В Пшемысле был создан еврейский совет, функционировали молитвенные дома. В 1968–69 гг. последние евреи покинули город. Еврейские землячества выходцев из Пшемысля имеются в Израиле и США. В 1964 году на иврите и идиш была издана памятная книга о еврейской общине Пшемысля.

К многочисленным памятникам старины Пшемысля относятся: возвышающийся над городом замок Казимира III Великого, два кафедральных собора: римско-католический и греко-католический, старинные костелы кармелитов, францисканцев и реформаторов, каменные дома с XVI и XVII вв., окружающие характерную, наклонную рыночную площадь, Часовая башня – местонахождение уникального Музея колоколов и курительных трубок, а также застройка центра города с XIX и XX вв. в стиле сецессион.

Магнитом, притягивающим туристов в Пшемысль, также являются построенные на близлежащих холмах австрийцами в XIX в. форты знаменитой крепости Пшемысль. Город окружают два кольца фортификационных сооружений, которые после начала I мировой войны несколько месяцев удерживали многотысячную русскую армию, направляющуюся на запад и юг Европы. О ожесточенных боях за Пшемысль напоминают старинные военные кладбища: австро-венгерское, немецкое и русское.

Стоит также посмотреть интересные экспозиции в Национальном музее Пшемысльской земли, Музее истории города Пшемысль, а также Музее крепости Пшемысль.

Приверженцы активного отдыха здесь также не будут скучать. Густая сеть пешеходных и велосипедных маршрутов, байдарочный маршрут на чистой реке Сан, ландшафтные и краеведческие ценности – это очередные козыри Пшемысля. Туристическое предложение города пополняет близость фортов Пшемысльской крепости, бункеров Линии Молотова, знаменитого замка в Красичине, святилища в Кальварии-Пацлавской и старейшей в Польше церкви в Посадзе-Рыботыцкой, а также соседство с украинской границей.

В Пшемысле и его окрестностях проходит ряд развлекательных, спортивных и туристических мероприятий, организованных, в том числе, Городской администрацией, отделом Польского туристско-краеведческого общества, Пшемысльским обществом велосипедистов, а также Пшемысльским обществом лыжников. Мероприятия включают в себя: отборочные соревнования к Любительскому чемпионату Польши по горнолыжному спорту и сноуборду «Salomon Family Cup», Всепольские пробеги «Крепость Пшемысль» (апрель и октябрь), Подкарпатскую туристическую ярмарку (май), отборочные соревнования к Любительскому чемпионату Польши по горному велосипеду «Family Cup» (сентябрь).

Для любителей лыжных развлечений имеется лыжный спуск, построенный по инициативе органов местного самоуправления. Он находится почти в самом центре Пшемысля, вблизи городского парка, на северо-западном склоне горы Знесене. Нижняя станция канатной дороги находится на улице Саноцкой 5 около паркинга на 140 автомобилей и 9 автобусов.