Площадь главного рынка.

Городская планировка центра Кракова, относящаяся к 13 веку, дошла до наших дней без изменений. Площадь Главного рынка, одна из самых больших средневековых площадей в Европе, была построена в 1257 году. Она представляет собой слегка неправильный квадрат со сторонами 200 метров. Окаймляющие площадь здания, возведенные в 14-15 веках, со временем не раз подвергались перестройкам. Их фасады в классическом стиле относятся, преимущественно, к 17-19 веков, хотя сохранилось и много архитектонических фрагментов эпохи Возрождения и барокко: порталы, перекрытия, аттики, галереи внутренних дворов.

Главная рыночная площадь - это главная площадь Кракова, куда ведут все дороги. Она окружена каменными домами и дворцами. Если внимательно посмотреть на карту то увидим улицы со средневековыми названиями, напоминающими о святых, монахах и королях. Только улица Гродска резко нарушает заведенный порядок, беря курс прямо на Вавель. Ей можно, потому что она старше самой площади, возникшей только в XIII в., когда Краков получил городские права. К тому времени по Гродской уже шел старый торговый тракт. На эту улицу сориентирован и стоящий в углу рынка костел Св. Войцеха, ровесник Гродской. Он был построен в Х-ХI вв. на том месте, где, согласно преданию, выступил с проповедью св. Войцех. Сто лет спустя его перестроили, а в XVII в. увенчали куполом. Сейчас в нем размещается экспозиция археологического музея, посвященная рыночной площади.

Королевская дорога - это путь, по которому ездили на Вавель монархи со своей свитой. Почти каждый дом на этой дороге чем-то знаменит.

Рынок ещё в прошлом был центром городской жизни. Самое главное общественное здание здесь - ратуша, резиденция городских властей, построенная около 600 лет назад. Со временем обветшавшую постройку снесли, и от нее осталась лишь башня, где теперь расположился филиал городского исторического музея, а в подвале - театр. Рядом с башней, на том месте, где присягал на верность польскому народу генерал Тадеуш Костюшко, руководитель восстания 1794 г., установлена памятная плита. А неподалеку, там, где начинается улица Брацка, - тоже памятное место: здесь в 1525 г. у ног короля Сигизмунда Старого клялся в верности последний великий магистр государства крестоносцев Альбрехт Гогенцоллерн.

В центре Рыночной площади — готическое сооружение желтого цвета — Суконные ряды. Их построили при Казимире Великом, но торговали там не только сукном. Как и в XІІІ столетии, сегодня здесь располагаются разные сувенирные магазины и ювелирные магазины, которые предлагают изделия народного промысла и украшения из янтаря.
В прошлом веке суконные ряды окружали аркадными галереями, над которыми работал и Ян Матейко. Эти торговые лавки стали главным украшением краковского рынка. На верхнем этаже уже более ста лет размещается картинная галерея Национального музея Кракова. С южной стороны Сукенниц, в проходе, еще одна колоритная достопримечательность: здесь висит нож, которым когда-то отрезали уши ворам (впрочем, легенда связывает его с братоубийственной историей при строительстве костела Девы Марии).

Мариацкий костел - это главная святыня средневекового Кракова. Построенный еще в 1257 году, в XIV веке он был перестроен и приобрел готический облик. Он тоже нарушает геометрический порядок окрестной планировки, что говорит о его древности. Костел знаменит своим внутренним убранством: ценнейшие готические витражи, расписанные Яном Матейко стены... И, конечно, знаменитый створчатый алтарь, сделанный в 1477-1489 гг. Витом Ствошем по заказу городского правления. Это самое значительное произведение позднеготической деревянной скульптуры в Польше. Виртуозное мастерство скульптора уже не одно столетие восхищает людей. После войны алтарь обнаружили в Нюрнберге, и он снова вернулся в Краков.

Примечателен и соседний костел Св. Варвары. Говорят, что его построили из кирпича, оставшегося от Марьяцкого костела. В XVI в. храм перешел в руки иезуитов, которые устроили тут свой монастырь. В этом костеле выступал и знаменитый проповедник Петр Скарга. А в наши дни здесь можно послушать не только проповеди, но и светскую музыку, потому что в краковских храмах нередко выступают лучшие певцы и музыканты, причем не только из Польши.

В южной части площади возвышается памятник Адаму Мицкевичу, поставленный в 1898 г. Как и памятник Пушкину для москвичей, это излюбленное место встреч краковян. Оно примечательно тем, что именно здесь ежегодно в декабрьские дни проходит традиционный конкурс краковских шопок. Шопка - это такое красивое сооружение, склеенное из бумаги и картона. Согласно старинному обычаю, который принесли из Италии монахи-францисканцы, к Рождеству на алтаре костела обычно сооружали макет вифлеемского хлева, где родился Христос. На фоне скалы помещали ясельки новорожденного, фигурки Божьей Матери, св. Иосифа, пастухов - словом, тут находило место все, что подсказывали религиозный сюжет и фантазия. Для привлечения паствы монахи использовали движущиеся фигурки, которые разыгрывали целые сценки. Постепенно религиозная основа вес больше уступала место народному творчеству, и церковное начальство такие представления запретило. Но шопки уже вошли в быт, с ними стали ходить по домам и давать представления - колядовать. Теперь это уже не ясли, а целые ансамбли с затейливыми башенками, множеством фигурок, над которыми работают известные художники; высота шопок бывает от десятков сантиметров до двух метров. Особенно в этом деле прославились краковские каменщики: когда их работа была сезонной, зимой они переключались на шопки.

Такие конкурсы, которые стали настоящим праздником народных умельцев, в Кракове устраивают с 1937 г. Лучшие шопки приобретают музеи, в том числе и зарубежные. Популярны они и у туристов: если из Москвы иностранцы везут матрешки, то из Кракова - шопки.

Из многих примечательных домов упомянем №16 в западной части площади. В XIV в. этот дом принадлежал богатому мещанину, члену городского совета Миколаю Вежинку. Однажды он принимал у себя гостей Казимира Великого, прибывших на обручение королевской внучки. Ту знаменитую встречу, в которой участвовали пять королей и девять князей, описали историки, воспели поэты и трубадуры, запечатлели художники. Полвека назад в этом доме открыли самый знаменитый в свое время ресторан "У Вежинка" с богато украшенными залами. А о той исторической встрече напоминает картина "Пир у Вежинка".

Отправимся теперь от Марьяцкого костела по Флорианьской улице, которая ведет к одноименным воротам, единственным из восьми, которые некогда окружали средневековый Краков. В доме №41 родился, жил и работал Ян Матейко; после смерти художника в доме создан мемориальный музей. В соседнем доме №45 находится знаменитое кафе "Яма Михалика". Кондитерская, открытая Яном Михаликом в конце прошлого века, стала местом, где встречались известные художники и литераторы. Со временем здесь возникло литературно-музыкальное кабаре, в нем любят бывать не только журналисты, актеры и писатели, но и охотно проводит время молодежь.

Название ворот связано с именем св. Флориана, одного из покровителей города. Здесь начинался Королевский тракт, по которому ездили на Вавель монархи с многочисленной свитой. Каждую башню опекал свой цех ремесленников, а о Флорианьской заботились меховщики. Со стороны улицы башню украшает фигура святого, а со стороны бульваров - пястовский орел, выполненный по рисунку Мате икс.

Летом 1768 года у стен города стояли русские войска. После очередной безуспешной попытки взять Флорианьские ворота командир нападавших Никита Панин разъезжал на коне неподалеку от стены. Тогда краковянин Марчин Опацевич зарядил ружье пуговицей от своего жупана и застрелил Панина. Русские отступили. Неудача, правда, оказалась временной, и к концу лета воины московского царя заняли Краков. Четыре года спустя в Петербурге польские соседи поделили эту страну, и русские войска уступили место австрийским. По ту сторону ворот увидим барбакан - круглое кирпичное укрепление для обстрела врагов, приближавшихся к стенам. Именно это - барбакан, городские ворота, башни - изображено на краковском гербе.

Старый город окружают бульвары - Планты, устроенные на месте разрушенных средневековых укреплений, насчитывавших ранее около полусотни ворот и башен. Некоему знатоку старины удалось сохранить небольшой фрагмент стены вместе с Флорианьскими воротами и несколькими готическими башнями. Но для этого ему пришлось схитрить, убедив городские власти, что стены-де преграждают путь ветрам, несущим в город эпидемии. После такого аргумента чиновники сдались.

В 1881 г. через Флорианьские ворота проехал первый в городе конный трамвай; здесь же во время летнего сезона действует линия конного омнибуса, проходящая по Королевскому тракту. А по соседству с воротами у городской стены расположилась популярная у краковян галерея под открытым небом, где художники продают свои картины.

У улицы Св. Яна к стене примыкает здание бывшего городского арсенала, где теперь помещается часть музейных собраний князей Чарторыских. Это собрание живописи называют среди лучших в Польше. Один из шедевров галереи - "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи. Эта дама представляет Чечелию Галлерани, возлюбленную князя Людовика Сфорца. Художник написал ее портрет в конце XV в., когда жил при миланском дворце. Эта картина, наряду со знаменитой Моной Лизой, - одна из лучших работ художника.

Ягеллонский университет стоит особого внимания. Для этого нужно с рыночной площади по улице Св. Анны пройти один квартал до Ягеллонской. Внутренний дворик Большой коллегии с ее аркадными галереями напоминает итальянские образцы. Часть помещений занимает университетский музей, где собраны средневековые астрономические инструменты, физические приборы, а также многочисленные портреты профессуры. "Разум побеждает силу" - эти слова у входа в одну из аудиторий стали девизом университета, давшего Европе немало просвещенных людей. Здесь учился Коперник, и памятник ему, перенесенный из внутреннего дворика, теперь Можно увидеть на плантах.