Дворец мафра

Национальный Дворец Мафра – монументальный дворец – монастырь в стиле барокко и итальянизированного неоклассицизма, расположенный в пригороде Лиссабона, Мафра, в Португалии. Его размеры настолько огромны, что он затмевает город. Дворец - монастырь, как говорят, является своеобразной попыткой Португалии конкурировать с испанским дворцом Эскориал, расположенным в пригороде Мадрида, в Испании. Дворец, который также служил монастырем францисканцев, был построен во время господства Короля Жуана V (1707-1750 гг.), из-за клятвы, данной королем в 1711 году, который обещал построить женский монастырь, если его жена, Королева Мария Анна Австрийская, родит ему потомков. Рождение его первой дочери, принцессы Барбары Браганзы, заставило короля начать строительство дворца. Этот обширный комплекс является одним из самых ярких примеров роскошных зданий в стиле барокко в Португалии. Дворец построен симметрично относительно центральной оси, занятой базиликой, и продолжается продольно через главный фасад до двух главных башен. Строения женского монастыря расположены позади главного фасада. Здание также включает главную библиотеку, владеющую приблизительно 40 000 редких книг. Базилика украшена несколькими итальянскими статуями и включает шесть исторических органов и два подбора колоколов, составленные из 92 колоколов.

Описание дворца

- Фасад

Фасад, построенный из местного известняка, 220 м. в длину, возвышается перед городом Мафра. В каждом конце фасада расположена квадратная башня с выпуклым куполом, что типично для архитектуры Центральной Европы. Церковь, построенная в белом мраморе, расположена в центре главного фасада, симметрично обрамляемая с обеих сторон королевским дворцом. Король, желая конкурировать с блеском Рима, обратился за архитектурным советом к своему послу в Ватикане, который послал ему небольшие модели важных римских религиозных зданий. Бенедектинский балкон в центре фасада напоминает балкон Базилики Святого Петра в Риме. Но этот балкон скорее предназначен для короля, как символ его власти, чем для благословений прелата.

Две огромных церковных башни (68 м. высотой) вдохновлены башнями Sant'Agnese в Агоне (сооружена римским архитектором в стиле барокко – Франческо Борромини (Francesco Borromini)). Два подбора колоколов содержат в общей сложности 92 церковных колокола, вылитые в Антверпене. Существует легенда, что фламандские мастера колоколов были столь удивлены размером своей комиссии, что они попросили, чтобы им заплатили заранее. Король удвоил предлагаемую сумму. Эти подборы колоколов составляют наибольшую историческую коллекцию в мире. Две башни связаны двумя рядами коринфских колонн. Главный ряд содержит статуи Святого Доминика и Святого Франциска из мрамора Каррары, которые стоят в нише с каждой стороны балкона. Нижний ряд содержит статуи Святой Анны и Святой Елизаветы Венгерской.

- Базилика

Церковь построена в форме латинского креста длиной 63 м. Базилика - довольно узкая (16.5 м.) и производит впечатление на посетителей своим высоким нефом (21.5 м.). Вестибюль (подъезд Галилеи) содержит группу больших скульптур из мрамора Каррары, представляющих святых заступников нескольких монашеских орденов. Интерьер в изобилии использует местный мрамор, смешиваемый с белым мрамором в различных комбинациях. Разноцветные проекты пола повторены на потолке. Цилиндрический свод опирается на рифленые коринфские полуколонны, стоящие между сторонами часовнями. Часовня в трансепте содержит запрестольные образа в яшме, выполненные скульпторами из Школы Мафры. Проходы по сторонам содержат 58 мраморных статуй, созданных лучшими римскими скульпторами того времени. Часовня Всех Святых убрана бронзовыми украшениями, сделанными в Антверпене.

У хора есть великолепный гигантский подсвечник с семью лампами, вырастающими из ртов семи змей. Выше главного алтаря, доставая до потолка, находится гигантское распятие из яшмы (4.2 м.), между двумя стоящими на коленях ангелами, сделанными скульпторами Школы Мафра. Купол по пересечению был также вдохновлен куполом церкви Сант Агнессы (Sant'Agnese) (сооруженный римским архитектором Франческо Борромини в барочном стиле). Этот купол - 70 м. в высоту, с маленьким фонарем на пересечении четырех дуг.

Также в базилике есть шесть органов, четыре из которых расположены в трансепте, составляя довольно необычный ансамбль. Органы были построены Хоакимом Пересом Фонтанесом (Joaquim Peres Fontanes) и Хавьером Мачадо Серверья Антонио (Xavier Machado Cerveira Antonio) между 1792 и 1807 годами (когда французские войска заняли Мафру). Они были сделаны из частично позолоченного бразильского дерева. Наибольшая труба - 6 м. в высоту и имеет диаметр 0.28 м.

Король Жуан V приказал создать литургические одеяния из материалов, привезенных из Генуи и Милана мастерами Джанлиано Сатурни (Giuliano Saturni) и Бенедетто Саландри (Benedetto Salandri). Эти одеяния свидетельствуют о превосходном качестве материалов, мастерстве и технике вышивки золотой и шелковой нитями.

Религиозные картины в базилике и женском монастыре составляют одну из самых существенных коллекций 18-ого столетия в Португалии. Она включают работы итальянских мастеров - Агостино Масуччи (Agostino Masucci), Коррадо Джакинто (Corrado Giaquinto), Анжело Тревисани (Angelo Trevisani), Помпео Батони (Pompeo Batoni), и некоторых португальских студентов в Риме - Вьера Луситано (Vieira Lusitano) и Инасио де Оливейра Бернандес (Inacio de Oliveira Bernardes).

- Монастырь

Прямоугольник позади церкви и дворца представляет собой монастырь - жилище монахов Францисканского Ордена Аррабида (Arrabida) (Ordem de Sao Francisco da Provincia da Arrabida) с кельями приблизительно для 300 монахов в длинных коридорах на нескольких этажах. Между 1771 и 1791 годами этот монастырь был занят Монахами-Отшельниками Ордена Святого Августина.

- Королевский Дворец

Просторные королевские комнаты расположены на втором этаже. Покои короля находятся в конце дворца, в то время как покои королевы - на расстоянии 200 м. в другом конце. Когда король решал идти к супруге, ей об этом желании возвещал громкий звук трубы. Поскольку король Жуан VI забрал с собой в Бразилию некоторые из самых лучших предметов искусства и мебели из дворца, когда королевская семья сбежала в 1808 году от продвигающихся французских войск, большинство комнат сейчас отреставрированы в оригинальном стиле.

Комната Охотничьих трофеев (Sala dos Trofeus) была украшена многочисленными черепами оленей, мебель создана из рогов и покрыта замшей, и даже подсвечники сделаны из рогов оленя.

Галерея Благословения (Sala da Bencao) расположена на верхнем уровне базилики. Королевская семья приходила на Мессу в эту галерею. Бюст Жуана V в этом зале выполнен итальянским скульптором Алессандро Гуисти (Alessandro Giusti). Тронный Зал, Комната Охраны и Комната Богини Дианы украшены фресками Сирилло Волкмар Мачадо (Ciryllo Wolkmar Machado), Бернардо Оливейра Гоис (Bernardo Oliveira Gois) и Виера Луситано (Vieira Lusitano).

- Библиотека

Библиотека в стиле рококо расположена позади второго этажа и в действительности является основным залом этого дворца, конкурируя с великолепием библиотеки Аббатства Мелк в Австрии. Построенная Мануелем Гаетано де Соуса (Manuel Caetano de Sousa), эта библиотека имеет 88 м. в длину, 9.5 м. в ширину и 13 м. в высоту. Великолепный пол покрыт плитками розового и серо-белого мрамора. Деревянные книжные полки в стиле рококо расположены на боковых стенах в двух рядах, отделенных балконом с деревянными рельсами. Они содержат более чем 35 000 томов в кожаном переплете, представляя собой важные книги, в которых освещено знание Западного Мира с 14-ого до 19-ого столетия. Среди них, много ценных библиографических книг, таких как incunabula. Эти красивые законченные томы книг были связаны в местной семинарии (Livraria) в стиле rocaille (также Мануелем Каетано де Соуза).

Помимо естественных методов сохранения книг, например, расстановки плотно к стене (таким образом пресекается возможность возникновения влажности), есть также несколько летучих мышей, которые съедают любое насекомое, которое может разрушить это неоценимое сокровище.

- Школа Скульптуры

Школа Скульптуры Мафра была основана во время господства короля Жозе I Португальского, преемника короля Жуана V. Поскольку у Национального Дворца Мафра была большая потребность в скульпторах, как местных, так и заграничных, это привело к основанию во дворце академии скульптуры, возглавляемой итальянским мастером Алессандро Гуисти (Alessandro Giusti, 1715-1799 гг.). Среди преподавателей было несколько видных скульпторов, таких как Хосе де Альмерия (Jose de Almeida, 1709-1769 гг.), Клод де Лапраде (1682-1738 гг.) и Джованни Антонио де Падова (Giovanni Antonio da Padova, который создал большинство статуй для собора Эвора).