Алеппо (халеб)

Алеппо (Халеб) - «северная столица» Сирии, расположенный в 193 км к северу от Хомса и 350 км к северу от Дамаска. Это второй по величине город Сирии с населением в 3 миллиона человек (2000 г.)

Алеппо - столица провинции Алеппо Северо-Западной Сирии и ее торговый центр, расположен в полупустынной местности. На большинстве сирийских товаров стоит ярлык, указывающий, что они сделаны именно в Алеппо. В городе проживает большая турецко-армянская община, большинство членов которой являются христианами. Также здесь имеется большая российская община. Это можно заметить по многочисленным вывескам на русском языке на магазинах. В Алеппо имеется международный аэропорт и сюда можно попасть на поезде из других городов и стран.

Происхождение древнего названия «Алеппо», «Халеб» неясно. Некоторые предполагают, что «Халеб» значит «железо» или «медь», поскольку он являлся основным производителем этих металлов в древности. «Халаба» на арамейском означает «белый», со ссылкой на цвет почвы и изобилие мрамора в этом районе. Еще одна предлагаемая этимология заключается в том, что название «Халеб означает „доить молоко“, из древней легенды, что Авраам давал молоко путешественникам. Цвет его коровы был рыжий (араб. shaheb), поэтому город называют „Халеб“ аш-Шахба».

Алеппо знаменит своей крепостью, которая возвышается над городом. Будучи издревле торговым центром, особенно до строительства Суэцкого канала, он связывал Европу и Индию. Это воистину очаровательный восточный город. Алеппо - это город архитектуры. В старом городе можно найти самые различные архитектурные стили XIII и XIV столетий - караван-сараи, медресе и хаммамы (турецкие бани). Архитектура XVI и XVII столетий представлена жилыми домами утонченной буржуазии в квартале «Дждайде», с их великолепной каменной резьбой. Архитектура-барокко XIX - начала XX столетий просматривается в квартале «Азизие» (например, Вилла Роза). Новый шикарный квартал «Шаба» - это смесь нескольких стилей - неоклассический, норманнский, восточный и т.п. Вы можете здесь даже найти несколько китайских пагод. Алеппо целиком построен из камня.

Город возник, возможно, уже в VI тысячелетии до н.э. и соперничает с Дамаском за звание самого старого города в мире. Он упоминается в хеттских надписях в центральной Анатолии и в надписи Мари на Евфрате. В XIV-XIII веках до н.э. им правили хетты. Позднее Алеппо стал ключевым пунктом на главном маршруте караванов, идущих по Сирии к Багдаду (Ирак).С IX по VII век до н.э. он находился под контролем Ассирии, и был известен как Халман. Затем (VI в. до н.э.) им владели персы и селевкиды. В 333 г. до н.э. Алеппо был захвачен Александром Македонским и управлялся греками в течение 300 лет в составе империи Селевкидов. В то время Алеппо был важным торговым центром между Евфратом и Антиохией. Селевк I (280 г. до н.э.) перестроил значительную часть города и переименовал его в Береа. Важность города для торговли возросла с падением Пальмиры. В 64 г. до н.э. Помпей включил Сирию в состав Римской империи. Город оставался под управлением Рима в форме Византийской Империи и был основным центром христианства - здесь был построен огромный собор (который все еще стоит), до 637 г. н.э., когда его захватили арабы. Впоследствии, в 944 г. Алеппо был захвачен хамаданцами, которые сделали его фактически независимым от Аббасидского халифата. При первом хамаданиде Саиф Аль-Даула (который построил знаменитую крепость Алеппо) город процветал и был знаменит своей наукой, литературой и медициной, несмотря на военные амбиции этого правителя. Необходимо упомянуть о двух самых видных поэтах - Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирасе; философе и ученом Аль-Фараби - передовом арабском мыслителе, предшественнике Авиценны, и лингвисте Ибн Калаве. Все они жили при дворе Саифа Аль-Даула и были известны своими большими познаниями и талантами.

К несчастью для Саифа Аль-Даула, в конце его правления его византийским противником стал талантливый император Никифор Фока. Неоднократные вторжения греков не дали династии никакого шанса сохранить свою безопасность и вскоре после смерти Эмира ее расцвет окончился. В 962 г . н. э. город был снова захвачен Византийской империей, а в 1098 г. он был окружен участниками Первого Крестового похода, которые не смогли его захватить, но парализовали его торговлю. Город был снова осажден в 1124 г. другими крестоносцами, а затем захвачен Зенги и его преемником Нур Аль-Дином. Саладин захватил Алеппо в 1183 г., сделав его своей крепостью. После смерти Саладина династия Айюбидов обосновалась в Алеппо. В мамелюкский период торговля переместилась из Алеппо на север в Антиохию и на юг через Пальмиру. Однако, когда Монгольская империя Хулагу-хана (1260) и Тимура (1401) распалась, торговля возобновилась через Алеппо. В 1517 г. Османская империя присоединила к себе Алеппо, который тогда являлся большим торговым центром. С 1832 по 1840 гг. он находился под властью египетского правителя Мухаммеда Али. В конце XIX века значимость Алеппо упала, поскольку рос Дамаск, был построен Суэцкий канал и развивались другие торговые маршруты.

Город ожил при французском контроле после Первой мировой войны, торговля в Алеппо возросла с прибытием армянских беженцев, которые бежали от резни турок. Но после того как Франция отдала Антиохию Турции, Алеппо потерял выход к Средиземному морю.

Нассир Хосрав, персидский путешественник, который посетил город еще 1047 г., сообщал, что таможенная пошлина налагалась на ввозимые и вывозимые товары со всего Ближнего Востока, и что купцы и торговцы из соседних стран, складируют там свои товары.

Христианский путешественник примерно в то же самое время сообщает, что лишь на одном базаре тканей ежедневно продается товара на 20000 динаров. Открытие морского пути в Индию не стало таким фатальным, как можно было ожидать. Компания Леванта и купцы из Марселя и Венеции, которые сделали город своим главным складом для европейской торговли в восточном конце Средиземноморья, сохранили здесь свою бурную деятельность. Даже открытие Суэцкого канала не явилось таким губительным для Алеппо, как для других городов на караванном пути; город мог по-прежнему контролировать торговлю областей на севере и востоке, которая осталась относительно незатронутой новыми событиями.

Главная достопримечательность города - древний символ Алеппо, мощная крепость, стоящая на вершине 50-метровой скалы. Начало строительства крепости на пересечении древних караванных путей теряется во мгле истории. Уже за тысячу лет до нашей эры вершину скалы венчал сирийско-хеттский храм, в котором поклонялись богу грома и молнии и покровителю города Хададу. Греки легко превратили укрепление в Акрополь, который снова стал крепостью после завоевания города арабскими правителями.

Из Нижнего города в крепость ведет установленный на восьми опорах мост через ров, окружающий стены цитадели. По мосту можно попасть в главную башню крепостной стены. На территории крепости, кроме царской резиденции, находятся остатки дворца с тронным залом под девятью куполами и две мечети.

Бывший кафедральный собор Алеппо - расположенное в центре города ниже цитадели богато изукрашенное здание, в стиле постройки которого чувствуется византийское влияние, - был превращен в медресе Халлавия, высшую школу исламской теологии. Мусульманские судьи ликвидировали собор и еще три христианские церкви в XII веке, а здания использовали для других целей. Таково было наказание, понесенное сирийскими христианами за нападение на Алеппо рыцарей-крестоносцев. С тех пор армянской и греческой церквям приходится довольствоваться храмами, построенными в более сдержанном стиле.

Самым выдающимся в полном и истинном смысле этого слова зданием Старого города можно считать выстроенную в XI веке и отреставрированную сельджуками мечеть Омейядов. Ее минарет высотой в 45 метров с четырьмя затейливо украшенными карнизами и опоясывающими здание текстами из Корана считается одним из прекраснейших образцов средневековой сирийской архитектуры. Так же, как и цитадель, эта четырехугольная стройная башня считается символом города, население которого составляет полтора миллиона жителей.

ЮНЕСКО объявила исторический центр Алеппо и его цитадель, указывавшую путь караванам, охраняемым памятником культурного наследия человечества. Это город-символ, который своими мечетями, старинным христианским кварталом, богословскими школами, караван-сараями, торговыми улицами, пышными мавзолеями и произведениями арабского искусства сохранил в течение тысячелетий сказочное очарование Востока.