Храм пульгукса.

Пульгукса – буддийский храм в провинции Кёнсан-Намдо, Южная Корея, в 13 км юго-восточнее города Кёнджу. В нём находится семь предметов, входящих в список Национальных сокровищь Кореи, включая каменные пагоды Тамботхап и Соккатхап, мост Чхонгунгё и две бронзовых с позолотой статуй Будды. Считается шедевром буддийского искусства эпохи Силла.

Храм в 1995 году был добавлен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия вместе с гротом Соккурам. Красота самого храма и художественное соприкосновение каменных реликвий известны всему миру.

С шестого века нашей эры буддизм становится официальной религией государства Силла (в русскоязычной литературе встречается также вариант названия Шилла). Начинается активное строительство храмов, монастырей, пагод. К этому времени относится и строительство храма Пульгукса в Кёнджу. Это слово можно перевести с корейского, как "Храм земли Будды" или "Страна счастья".

С тех пор храм так много раз разрушали, жгли, а потом вновь восстанавливали, что от первых построек могли остаться только каменные фрагменты. Известно, например, что храм был полностью разрушен во время Имчжинской войны с Японией в 1593 году. То, что можно увидеть сейчас - результат последнего восстановления монастыря в начале семидесятых готов двадцатого века, выполненного по личному указанию тогдашнего президента Кореи Пак Чон Хи. Восстановлены были только основные здания, древний храмовый комплекс был гораздо больше, включал в себя около 80 построек. Но и то, что реконструировано, оставляет незабываемое впечатление.

О храме рассказывают много красивых легенд. Одна из них - о его первом строителе Ким Дэ Соне (или, в другой транскрипции, Ким Тэ Соне). Согласно легенде, строительство связано не с одной, а сразу с двумя его жизнями, в соответствии с буддийской концепцией череды перерождений. Легенда гласит, что крестьянин Ким Тэ Сон долго и упорно работал, чтобы прокормить себя и свою мать-вдову. В результате усердного труда он, наконец, сумел накопить на небольшой участок земли. Но когда в деревню пришел монах за пожертвованиями Ким Дэ Сон отдал свою землю монастырю. Через некоторое время он умер, и в день его смерти премьер-министр Силлы услышал голос с неба, известивший, что вскоре у него родится сын Тэ Сон. Сын действительно родился, причем с родимым пятном в виде иероглифа Тэ Сон. По мере взросления, с ребенком приключалось много чудесных историй. Одна из них - с медведем, которого он убил, а потом, когда дух медведя решил ему отомстить, пообещал построить храм в честь этого медведя. Построил и, таким образом, получил опыт строительства храмов ещё до того, как стал буддистом. А когда он принял новую веру, то использовал свой опыт для строительства сразу двух храмов - в честь своих родителей из предыдущей жизни (в которой он был крестьянином) - пещерный храм Соккурам, а в честь родителей из жизни, которой он тогда жил - храм Пульгукса. Таким образом, оба эти расположенные недалеко друг от друга храмовые комплексы символизируют сыновью благодарность и любовь. Интересно, что они включены в мировое наследие ЮНЕСКО тоже вместе, одним пунктом списка. Причем, на момент, когда пишутся эти строки, они, единственные в Южной Корее, включены в список по первому из принятых 10 критериев, как шедевры человеческого созидательного гения.

Ворота в храмовый комплекс "охраняют" четыре деревянных, раскрашенных яркими красками великана - по одному на каждую сторону света. За воротами ручей, а через него - мост, который в буддизме символизирует переход между светским миром и миром Будды. Ручей вытекает из пруда, с которым связана еще одна красивая легенда.

Для строительства башни-пагоды в храме Пульгукса из Китая был привезен архитектор-каменотес Асадал. Мастера разлучили с молодой, любимой женой-красавицей, но он воспринял новую работу как главное дело своей жизни и полностью ему отдался. Через какое-то время (называют год или даже несколько лет) истосковавшаяся жена приехала в Силлу, чтобы разыскать мужа. Она дошла до храма Пульгукса, но стражники не пустили её за ворота. То ли потому, что в те времена женщинам входить на территорию храма было запрещено, то ли просто потому, что работа была еще не закончена. Видя искреннюю печаль женщины, они посоветовали наблюдать за ходом строительства пагод по отражению в находящемся рядом пруду. Молодая Асанё все свое время проводила возле этого пруда, стараясь разглядеть в отражении мужа и пагоду, которую он строит. Постепенно зеркало водоема становилось для женщины реальнее окружающего мира, но в воде отражалась только одна, уже построенная башня. Говорят, что однажды она, наконец, увидела в воде отражение мужа, но приняла вторую пагоду, плод его труда, за другую женщину. Асанё в отчаянии бросилась в пруд и утонула. Другие рассказывают, что она так долго ждала мужа, что не сдержалась и бросилась в пруд, как только увидела его отражение. Так или иначе, но когда Асадал узнал о приезде жены, ее уже не было в живых. Он долго искал Асанё в окрестностях храма, хотя местные жители рассказали ему о случившемся несчастье. Однажды ему показалось, что возле дерева стоит его жена, он подбежал, но увидел лишь большой стоящий вертикально камень-скалу. Каменотес решил сделать фигуру жены из этого камня, но, когда работа была завершена, вместо нее получился Будда. Этот созданный архитектором Будда до сих пор находится на восточной стороне пруда Ёнджи.

Две старинные каменные пагоды, символизирующие Инь и Ян, действительно расположены внутри храмового комплекса Пульгукса и входят в список национальных сокровищ Республики Корея. Трехъярусная, высотой более 10 метров пагода Таботхап, символизирующая начало Ян, имеет очень сложную, уникальную форму, Эта пагода вообще не похожа на аналогичные строения своего времени: причудливым орнаментом, и скульптурной техникой. Таботхап переводят как "изобилие драгоценностей" или пагода "многочисленных сокровищ". Это - один из символов Кореи, ее изображение даже отчеканено на монете в 10 вон. Есть данные, что башня разбиралась японцами, некоторые предполагают, что внутри башни действительно находились какие-то предметы (сокровища?), которые были вывезены из Кореи. Косвенным подтверждением этой гипотезы является то, что при подрыве грабителями в 1966 году второй пагоды (Соккатхап) при её реконструкции внутри действительно было найдено много древних предметов, включая свиток с текстом и деревянные печатные клише, по-видимому, самые старые в мире из обнаруженных на сегодняшний день. Пагоду Таботхап "охраняли" четыре каменных льва, но сохранился только один. Второй находится в Британском музее в Лондоне, а про оставшихся двух ходили слухи, что их видели в начале XX века в одном из ресторанов Токио. Но насколько эти слухи соответствуют действительности - неизвестно.

Вторая пагода - Соккатхап ниже первой (около 8 метров) более проста по конструкции, она практически лишена каких-то дополнительных украшений, но ее совершенные, гармоничные пропорции радуют взор. Соккатхап переводят как "ступа с останками Будды Шакьямуни". После подрыва в 1966 году грабители не успели украсть находившиеся внутри предметы: воспрепятствовали проснувшиеся от взрыва монахи. Это и есть та самая пагода, окончания строительства которой дожидалась несчастная красавица Асанё. Поэтому иногда её называют "пагода, не отбрасывающая тени".

Вообще на территории храма Пульгукса очень много уютных, чрезвычайно красивых мест. Природа здесь изумительно гармонирует с творением человеческих рук.

Комплекс буддийских храмов эпохи Силла Пульгукса (Bulguksa) священная земля для всех корейцев. Каждый чело¬век, живущий в Корее, хотя бы раз в жизни побывал здесь. Со всей страны приезжают сюда студенты и школьники старших классов для изучения истории религии и государства.

Это действительно "знаковое" место в Корее, его посещение включено в абсолютное большинство туристических туров. Без визита сюда представление о Корее будет неполным.