Мавзолей
Мавзолей входит в так называемую «корону города» Граца (Stadtkrone). Мавзолей не только исторически, но и визуально действительно коронует город. Это монументальное сооружение с красивой лепниной и скульптурными барельефами, с богатыми мелкими деталями, и оно демонстрирует вкус публики того времени на пороге эпохи Ренессанса и Барокко.
Фердинанд уполномочил именно итальянского живописца и архитектора Джованни Пьетро де Помиса установить этот мавзолей и рядом с ним церковь Св.Екатерины. В то время постройки стали чуть ли не важнейшими в городе и в Австрии в целом. Мавзолей с овальным куполом был первой постройкой подобного сооружения вне Италии и стал образцом австрийского маньеризма. В связи с политическими изменениями, Фердинанд покидает Грац, мавзолей не завершен, и в итоге император был похоронен, как замечали современники, в «продуваемой насквозь» могиле. Его внук, император Леопольд, продолжил дело создания фамильной усыпальницы, и пригласил Фишера фон Эрлаха закончить внутренние интерьеры. «Причудливый» архитектор фон Эрлаха стал впоследствии самым известным архитектором Австрии.
Серое здание мавзолея имеет узкий фасад с колоннами и скульптурами. Во внутреннем хранилище господствующее место занимает саркофаг из красного мрамора. Зеленые купола, золотая роспись, монументальные статуи на высоком фасаде здания - ансамбля Мавзолея и Церкви Св.Екатерины - свидетельства былого имперского величия. В конце концов, это - достойный финал, а последнее пристанище императора - самая важная Габсбургская могила. Часто восхваляемая и отмечаемая итальянская атмосфера Граца проявляется особенно в архитектуре Мавзолея.