Площадь джемаа эль-фна.

Главный центр притяжения, конечно - площадь Джемаа эль-Фна, расположенная внутри средневековой медины.

Джемаа Эль-Фна - это одна из самых больших и оживленных площадей арабского Востока, или лучше было бы сказать - Запада, потому что город Марракеш расположен западнее Лондона.

В 16 веке в центре Марракеша собирались построить огромную мечеть, но этому помешала смерть короля Ахмеда Эль-Мансура. Строительная площадка превратились в площадь. Ныне Джемаа Эль-Фна — «непостроенная мечеть», метафора тщетности человеческих усилий — это храм мирской суеты, в котором торгуют, готовят еду, рассказывают байки, глотают пламя, показывают акробатические номера, заклинают змей и туристов.

Сердце Марракеша – площадь Джемаа-эль-Фна, что в переводе означает "собрание мертвых" или "площадь отрубленных голов". Свое название она получила в былые времена: тут публично казнили преступников, вывешивая их головы на стенах. С точки зрения архитектуры площадь Джемаа-эль-Фна ничем особым не примечательна, хотя и признана ЮНЕСКО культурным наследием человечества.

Ценность ее в другом – здесь как на ладони видна настоящая жизнь города, поэтому ее вопреки всему называют одной из главных достопримечательностей Марракеша. Днем на площади спокойно: на подходе к Джемаа-эль-Фна ожидают запряженные парой лошадей двуколки, на тележках возвышаются горки апельсинов, из которых тут же выжмут свежий сок. Предлагают свои услуги гадалки, рисовальщицы хной, а неподалеку восседает на ковре знахарь.

Перед ним разложены в мешочках различные снадобья: засушенные ящерицы и лягушки, порошки и коренья. Марокканцы верят, что местные лекари обладают секретами магии старых магрибских колдунов, поэтому относиться к ним надо с уважением. Громко звеня колокольчиками, по площади в красных костюмах и широкополых лохматых шляпах разгуливают водоносы, предлагая людям утолить жажду из натертых до блеска латунных чашек. По правде говоря, они не столько продают воду, сколько позируют туристам – обязательно за деньги.

Ближе к заходу площадь преображается! Она вспыхивает тысячами огней, заполняется торговыми палатками с фруктами и пряностями. Со всех сторон слышится бой барабанов и песни.

Джемаа-эль-Фна превращается в огромную театральную площадку, где разворачиваются сразу несколько действ. На каждом шагу устраивают свои представления жонглеры, акробаты, заклинатели змей и укротители огня. И то, что тут происходит, предназначено не только для развлечения иностранцев – такой жизнью площадь и сам город живут постоянно.

На прилегающих к площади Джемаа Эль-Фна крытых улицах-прилавках и на всех 18 рынках старого города - Медины - покупать не торгуясь считается верхом безвкусицы. Все товары, особенно кожа, верблюжья шерсть, изделия из меди, ковры, специи во много раз дешевле, чем на самой дешевой европейской толкучке. Но реальная цена, так же как реальное качество, известны лишь самому продавцу.

Побывавший в Марракеше после второй мировой войны австрийский писатель и Нобелевский лауреат Элиас Канетти писал, что самое сложное для европейца - торгуясь, сочетать красноречие с достоинством: сбивать цену красноречиво. Не многим это удается: приезжие часто торгуются без юмора и обижаются на отказ, а то и вовсе готовы уплатить любую цену, не только проигрывая в деньгах, но и теряя нечто более ценное - единственную возможность общения в мусульманском городе, где личная жизнь, домашний уют тщательно оберегаются от чужого глаза.

Здесь можно бродить, попутно осматривая достопримечательности Марракеша, смешавшись с местными жителями – колоритными мужчинами в длинных халатах и женщинами с покрытыми хиджабом головами.

Или же понаблюдать за происходящим, расположившись в одном из кафе и попивая традиционный мятный чай. Можно отведать национальные блюла по вполне демократичным ценам: знаменитый кускус, баранина с инжиром и финиками, тажин – блюдо из цыпленка, мяса или рыбы, приготовленное с овощами в глиняном коническом сосуде.