Парк гуэль

Парк Гуэля - знаменитый парк в верхней части Барселоны, созданный Антонио Гауди в 1900-1914 годах. Представляет собой сочетание садов и жилых зон, площадь парка составляет 17,18 га. Находится он всего в нескольких шагах от Грасии, на холме в пригороде Валькарка (Vallcarca).

Необычен спроектированный архитектором Антонио Гауди Парк Гуэль. При жизни никто не понимал ни его волнистых домов, ни скульптур, усыпанных битым стеклом и фарфором. «В природе не существует прямых линий, она не бывает одноцветной», - любил повторять Гауди. Поэтому у него все такое радужное и буйное.

Богатый промышленник Эусебио Гуэль, финансировавший многие работы Гауди, будучи большим поклонником английского города-сада, вошедшего тогда в моду, в 1900 году выкупил это холм и решил построить жилой квартал из 60 домов. Заказал архитектору разработать своеобразную модель квартала, предоставив ему полную свободу как в разработке конструкций, так и в орнаментально-декоративном оформлении. Будущим обитателям этих домов меценат обещал, что здесь им будет обеспечен новый, динамичный ритм жизни.

Однако проект провалился: для тех, кто хотел жить в Барселоне, парк был слишком далеко от центра, а для тех, кто хотел жить за городом, - слишком близко. В результате наследники Гуэля продали холм городским властям, которые открыли парк для публики.

Многие сравнивают Парк Гуэля со «Страной чудес», о которой рассказал Льюис Кэрролл в своей «Алисе в Стране чудес». Узкие извилистые тропинки и широкие дороги на склоне горы, откуда открывается почти весь город, сходятся и вновь разбегаются, вьются серпантином между кустов дрока и агавы, мимо сосен с изломанными стволами и стройных пальм.

Наиболее законченная часть парка примыкает ко входу c улицы Улот (Olot). Красивые ворота парка из кованого железа обрамляют два пряничных домика, один - увенчанный поганкой, другой - крестом. Изначально павильоны предназначались для привратников, сейчас они заняты сувенирной лавкой и кафе.

За воротами поднимается широкая лестница с фонтанчиками, гербом Каталонии и огромной мозаичной ящерицей, ставшей одним из символов Барселоны. Лестница уводит на самую вершину холма, где разбита огромная площадь-терраса, по всему периметру которой тянется одна длинная извилистая скамья-парапет (Жузеп-Мария Жужоль), изогнутой формы, которая считается символом его всеобъемлющего искусства. Говорят, что Гауди для выбора наиболее удобной, анатомически верной формы сидения и спинки скамьи, просил своего рабочего садиться обнаженным на гипсовую отливку и по полученному оттиску строил все сидение.

Помимо парка Гауди о ту пору также возводил Саграда-Фамилию и Педреру. Рабочим со всех трех строек было поручено подбирать на улице старую посуду, плитки, бутылки; плоды розысков доставлялись на холм, где особая бригада измельчала их, а вторая бригада под присмотром Жужоля покрывала черепками парапет и лестницу. Первый коллаж в истории искусства позже будет весьма вдохновлять Жуана Миро, который часами разглядывал скамью Жужоля в парке Гуэль, выискивая проступающие там и сям фрагменты изображений и надписей.

Терраса парка служит крышей врезанного в склон холма зала, своды которого поддерживают 86 утрированных дорических колонн. Своды эти покрыты медальонами, выполненными в той же черепковой технике; преобладающий глубокий голубой оттенок - осколки бутылок из-под розовой воды, цвет которых особенно нравился Гауди. В этом гроте, который должен был служить городу-парку рынком, сейчас иногда проходят концерты.

Последнее, что успел сделать Гауди в парке, - проложить хитроумную систему дорог, по которой будущие жильцы должны были подъезжать к своим особнякам, и возвести несколько причудливых каменных аркад, столбы которых наклонены к холму под самыми невероятными углами.

Из семи десятков домов, которые планировалось построить в парке, возведено было только два - на деньги самого Гуэля, в качестве рекламных образцов. В одном из этих домов поселился Гауди с отцом и племянницей. Здесь он прожил 20 лет, отсюда каждый день пешком ходил на стройку Саграда-Фамилии, пока не переехал туда за несколько месяцев до смерти. В здании открыт Дом-музей Гауди, экспозиция которого содержит личные вещи архитектора, наброски для неосуществленных проектов и мебель, спроектированную им для дворца Гуэль, дома Кальвет и дома Батльо.