Собор гроссмюнстер.

Гроссмюнстер (нем. Grossm?nster) — одна из трех важнейших церквей Цюриха, наряду с Фраумюнстер и церковью святого Петра. Этот собор в романском и готическом стилях содержит две трехэтажные башни и располагается на террасе над Limmatquai, на правом берегу. Церковь Гроссмюнстер, святая святых протестанского мира, со своими высоко взмывающими ввех башнями, является одним из символов города.

По легенде, на месте нынешнего собора Гроссмюнстер, были похоронены христиане-мученики Феликс, Регула и Экзюперантис. Во времена преследования христиан в 3 веке н. э. они были казнены римлянами на берегу Лимата. В эти святые места приходили паломники и раньше, но, согласно преданию, именно Карл Великий, охотясь в этих местах, обнаружил их захоронения и приказал на этом месте построить церковь.

В 1100 году было начато строительство романской церкви. Однако этот процесс несколько затянулся. Ее строили в несколько этапов, и каждая новая эпоха накладывала свой отпечаток на внешний вид церкви. Около 1220 года строительные работы были закончены, но не полностью. В то время северная башня собора была выше соседней, поскольку была колокольней. В 15 веке соседнюю башню достроили до высоты северной башни, и установили на ней статую Карла Великого. В начале 14 века церковь, чтобы как-то отличаться от находящейся рядом церкви Фраумюнстер, получила свое официальное название Гроссмюнстер.

После пожара 1763 года, верхние секции башен были разрушены, и реставраторы украсили башни резными готическими беседками и куполами. Тогда же интерьер церкви был переделан в стиле барокко, и только в 19-20 веках после продолжительных работ по реставрации внутренне убранство собора предстало перед нами в оригинальном романском виде, статую Карла убрали в крипту, а ее место на башне заняла копия 1935 года. Внутри собора суровые интерьеры оживляют цветные витражи и букет подсолнухов. В архитектуре храма присутствует множество элементов разных стилей.

Во времена Реформации собор стал приходской церковью Ульриха Цвингли. Здесь он проповедовал свои убеждения, идущие вразрез с учением Католической Церкви. Интерьер храма полностью соответствует идее Цвингли – ничто в храме не должно отвлекать прихожан от молитв. В хорах сохранились фрески XV-XVI веков. В крипте можно увидеть плохо сохранившиеся росписи с образами христиан-мученикв и статую Карла Великого века. Можно подняться на одну из башен церкви, со смотровой площадки которой открывается неповторимый вид на Цюрих.

Находящаяся рядом с собором церковная школа стала в 1853 году первой школой для девочек; сегодня - это здание теологического факультета Университета.