Пагоды и церкви.

Наиболее распространенной, а вернее сказать, повсеместно распространенной, пронизывающей всю жизнь вьетнамского общества религией является культ предков. На территории Вьетнама свыше 30 тысяч комплексов и помещений для монашеской службы и религиозных церемоний (церкви, пагоды, мечети и другие). Признано примерно 60 тысяч религиозных должностных лиц.


Пагода Тхиенму (также известная как Пагода Линьму), построенная на пригорке, с которого открывается вид на Ароматную реку, является одним из самых знаменитых сооружений во всем Вьетнаме. Ее 21 метровая восьмиугольная башня – семиэтажная Тхап Фыок Зуен, была построена императором Тхиеу Чи в 1844 г. и стала неофициальным символом г. Хюэ. Каждый из ее семи этажей посвящен Будде, принявшем человеческую форму (мануши-будда).

Самая древняя пагода в Хюэ возведена в 1601 году феодалом клана Нгуен - Нгуен Хоангом, правителем провинции Тхуанхоа. Согласно легенде, ее строительство на¬чалось после видения знатного вельможи. Ему привиделась женщина с серебряными волосами, в красно-зеленой шелковой одеж¬де, которая поведала ему о магической силе холма и повелела построить здесь пагоду: пока она будет стоять, страна будет жить в мире. Храм Небесной Госпожи был постро¬ен. Пагода разрушалась шесть раз, и в стране случались войны и беды. Однако каждый раз ее восстанавливали. В последние годы была завершена очередная реставрация храма. В XVII-XVIII веках он считался самым красивым архитектурным ансамблем в Хюэ.

Каждый правитель считал своим долгом сделать что-то для пагоды: в 1710 году для нее был отлит огромный бронзовый коло¬кол диаметром почти полтора метра и весом свыше трех тонн, в 1844 году перед главны¬ми воротами была выстроена двадцатимет¬ровая Башня счастья и любви.

Сегодня здесь живут пять монахов и семь послушников. Пагода была местом антиправительственных выступлений в начале 60-х годов. Удивительно, что она также оказалась в фокусе протестов в 80-х годах, когда кто-то был убит поблизости и здесь начались антикоммунистические выступления, в результате которых было перекрыто движение по мосту Фусюан. Монахи были арестованы и обвинены в нарушении дорожного и общественного порядка. Однако все успокоилось, и сегодня здесь живут несколько монахинь.

С правой стороны башни находится павильон, в котором хранится стела, датируемая 1715 г. Она установлена на спине массивной мраморной черепахи – символе долголетия. С левой стороны башни находится другой шестистенный павильон, хранящий огромный колокол – Дай Хонг Чунг, весящий 2052 кг.; как говорят, его звук слышен за 10 км. В главном святилище, в ящике позади бронзового смеющегося Будды, находятся три статуи – Азида (Будда прошлого), Тхикька – исторический Будда (Сакьямуни), и Будда Зилак (Будда будущего).

За главным святилищем находится автомобиль, который доставил монаха Тхить Куанг Дыка в Сайгон, где он в 1963 г. устроил свое самосожжение, ставшее известным всему миру благодаря известной фотографии. За ним находятся огороды, где монахи выращивают свое пропитание.

Пагода Лам Ти Ни, также известная как Куан Эм Ты, была основана в 1961 г. Декоративные передние ворота были построены монахом Вьен Тхуком, трудолюбивым человеком, который изучал английский, французский, кхмерский и тайский языки в Далатском университете. В течение 27 лет пребывания здесь, он разбил клумбы и сады нескольких различных стилей, включая миниатюрный Японский сад с мостом. Поблизости находятся дорожки с решетками, дающими тень и украшенные висящими растениями. Надписи содержат китайское название каждого сада. Вьен Тхук также сделал много деревянной мебели для пагоды.

Пагода Линьшон была построена в 1938 г. Гигантский колокол, как говорят, сделан из бронзы, смешанной с золотом. Большой вес колокола делает его слишком тяжелым для воров. Позади пагоды находятся кофейные деревья и чайные кусты, за которыми ухаживают 15 монахов в возрасте от 20 до 80 лет и полдюжины послушников.

Здесь же живет один монах, чья жизнь отражает все перипетии современной истории Вьетнама. Родившийся в 1926 г. от отца-японки и матери-вьетнамки, во время Второй мировой войны он был вынужден служить в японской армии переводчиком. Он получил свидетельство об окончании средней школы на французском языке во францисканском женском монастыре в 1959 г. в возрасте 35 лет. Позднее он проявил интерес к американской литературе и получил степень магистра (его темой был Уильям Фолкнер) в Далатском университете в 1975 г. Монах свободно говорит на многих восточно-азиатских и европейских языках.

Далатский кафедральный собор, находящийся на ул. Чан Фу рядом с гостиницей "Далат", был построен между 1931 и 1942 гг. для французских колонистов и отдыхающих. Крест на шпиле находится на высоте 47 м. Внутренние витражи приносят в Далат напоминание о средневековой Европе. Первая церковь, построенная на этом месте (в 1920-ых годах) находится слева от собора; у нее светло-синяя арочная дверь. Здесь служат три священника. Мессы проводятся в 5.30 и 17.15 каждый день, а в воскресенье в 5.30, 7 и 16 часов. Репетиции трех приходских хоров (один для каждой воскресной мессы) можно услышать в четверг и субботу с 17 до 18 часов.

Розовая Евангелистская церковь Далата - главная Протестантская церковь в городе, была построена в 1940 г. До 1975 г. она входила в Союз Миссионеров и Христиан. Ее министр получил образование в Библейском колледже в Нячанге. После воссоединения страны, вьетнамские протестанты подверглись даже большим преследованиям, чем католики, частично из-за того, что много протестантских священнослужителей готовилось американскими миссионерами. Хотя религиозная служба в этой церкви все еще ограничивается правительством, однако воскресенье - занятой день: изучение Библии с 7 до 8 часов утра сменяется службой с 8 до 10 часов; служба для молодежи идет с 13.30 до 15.30. Большинство из 25.000 протестантов в провинции Ламдонг, посещающих более чем 100 церквей, является представителями горных племен. Вьетнамская Евангелистская церковь Далата - одна из всего лишь шести церквей в провинции, членами которой являются этнические вьетнамцы.

Покрытый розовой черепицей Монастырь Девы Марии (Ня Тхо Домайн), построенный между 1940 и 1942 гг., когда-то населяли 300 монахинь. Сегодня восемь оставшихся монахинь сами содержат себя, изготовляя имбирные леденцы и продавая фрукты, которые они выращивают в саду позади монастыря. Сюзанна Хумбер, жена адмирала Жана Деку, генерал-губернатора вишистского правительства в Индокитае с 1940 по 1945 гг., похоронена в основании у задней стены часовни. Покровительница часовни, она погибла в автомобильной катастрофе в 1944 г. Мессы проводятся в большой часовне каждый день в 5.30 часов утра, а в воскресенье в 5:30 и 16:15.

Монастырь Девы Марии расположен на вершине холма на ул. Нго Куен, 6, которую также называют ул. Май Хао. Говорящие по-французски монахини всегда рады показать посетителям монастырь и рассказать о своей важной работе с сиротами, бездомными и детьми-инвалидами. Здесь же находится небольшой магазин, в котором продаются изделия кустарного промысла, сделанные детьми и монахинями.

Церковь Зусинь была построена в 1955 г. католическими беженцами с севера. Имеющая четыре, в китайско-вьетнамском стиле шпиля, церковь была построена по настоянию родившегося в Хюэ священника королевской крови. Церковь находится на вершине холма, откуда открывается красивый вид во все стороны, что делает это место великолепным для пикника. Чтобы попасть в Церковь Зусинь, пройдите 500 м на юго-запад вдоль ул. Хюинь Чан Конг Чуа от бывшего Птичьего монастыря (Couvent des Oiseaux), где сейчас располагается педагогический институт.

Пагода Тхиен Выонг, также известная просто как Чуа Тау (Китайская пагода), популярна среди местных туристов, особенно этнических китайцев. Расположенная на вершине холма среди сосен пагода была построена общиной китайцев-выходцев из Чаочжоу. Тхо Да - монах, который начал строительство пагоды в 1958 г., иммигрировал в США; здесь можно увидеть фотографии, запечатлевшие его посещение пагоды в 1988 г. Киоски перед пагодой - хорошее место для покупки засахаренных фруктов и сладостей.

Сама пагода состоит из трех деревянных желтых зданий. В первом здании находится позолоченная деревянная статуя Хо Фапа, одного из защитников Будды. С другой стороны стеклянного саркофага Хо Фапа расположена позолоченная деревянная статуя Фо Хиена, помощника Будды Азиды (Будды Прошлого). Перед входом в третье здание необходимо снимать обувь, в нем находятся три 4-хметровых стоящих статуи Будды, пожертвованные британским буддистом и привезенные из Гонконга в 1960 г. Сделанные из позолоченного сандалового дерева и весящие 1400 кг каждая, эти статуи, как считают, являются самыми большими статуями из сандалового дерева во Вьетнаме, и изображают Будду Тхить Ка (исторический Будда Сакьямуни; в центре); Куан Тхе Эм Бо (Авалокитешвара, Богиня Милосердия; справа); и Дай Тхе Чи Бо (помощник Азиды; слева).

Пагода Тхиен Выонг находится примерно в 5 км к юго-востоку от центра города на ул. Кхесань. Канатная дорога соединяет ее с новой станцией междугородних автобусов. Канатная дорога является совместным швейцарско-вьетнамским предприятием.

Во вторую китайскую буддийскую пагоду Минь Нгует Ку Сы Лам ведет дорожка, начинающаяся у ворот Пагоды Тхиен Выонг. Она была построена общиной китайцев-выходцев из Кантона в 1962 г. Главное святилище пагоды - это круглое здание, построенное на платформе, олицетворяющей цветок лотоса. Внутри пагоды находится разрисованная цементная статуя Куан Тхе Эм Бо Тат (Авалокитешвары, Богини Милосердия), окруженная двумя другими фигурами. Перед входом необходимо снимать обувь. Не пропустите повторяющийся мотив лотоса на рамах окон, ограде, колоннах у ворот и т.п. Здесь же около главного святилища находится гигантская красная тыквообразная курительница. Пагода открыта целый день.

Пагода Сыны, также известная как Чуа Линьфонг, является женским буддийским монастырем, построенным в 1952 г. Здешние монахини, которые по правилам буддизма обриты наголо, носят серую или коричневую одежду, однако во время молитвы они надевают шафрановые одежды. Мужчинам разрешается посещать пагоду, но здесь живут только женщины. Женский монастырь открыт весь день, но считается невежливым посещать его во время обеда, когда монахини поют молитвы хором перед едой. У дороги, идущей от пагоды, среди чайных кустов находится могила старшей монахини Тхить Ны Дьеу Хыонг.