Бачковский монастырь

Бачковский монастырь «Успения Пресв. Богородицы» является второй по значению святой обителью в Болгарии. По своим масштабам, архитектурному, художественному и культурному значению его можно сравнить только с Рильским монастырем. Монастырь расположен в западной части гор Родопы, на берегу реки Чепеларска, в 29 км от Пловдива, 89 км от Смоляна и в 10 км от Асеновграда.

Святую обитель заложили в 1083 году византийский полководец грузинского происхождения Григорий Бакуриани и его брат Абазий. Первоначально в монастыре были только монахи-грузины. Но в 1344 году царь Иван Александр, утвердив свою власть над Родопами, населил монастырь монахами-болгарами, щедро одарив его. В притворе верхнего этажа Бачковской усыпальницы изображены царь Иван Александр, а также основатель монастыря Григорий Бакуриан и его брат. Церковь – усыпальница единственное здание, уцелевшее после разрушения монастыря в 16 веке.

Бачковский монастырь владел большими земельными угодьями и был очень богат. Турки разрушили монастырь, но к концу XVI века он был восстановлен. После взятия города Велико Тырново турками, св. патриарх Евтимий был отправлен в Бачковский монастырь на заточение. Здесь он проводит последние годы своей жизни.

Монастырь не раз разрушался и подвергался пожарам. Свой первоначальный вид сохранили церковь Св. Архангелов ХII века, расписанная в 1841 году Захарием Зографом и его учениками и усыпальница интересной архитектуры. В церкви хранится икона Пресв. Богородицы, которая считается чудотворной.

Самое древнее здание на территории монастыря – церковь-усыпальница ("костница"), построенная около 1083 года. Архитектурный облик церкви - усыпальницы как нельзя лучше отражает "биографию" монастыря: в нем чувствуется преобладающее влияние сирийского и армянско-грузинского зодчества. И в то же время способ кладки (чередование параллельных рядов каменных плит и кирпича) восходит к традициям средневековых Плиски и Преслава.

Здание снаружи украшено декоративной аркатурой. Стены обоих этажей усыпальницы покрыты росписями, представляющими собой ценный документ далекой эпохи, от которой до нас дошло очень мало художественных свидетельств. Церковь знаменита своими фресками XI и XIV веков, созданными двумя художниками. Они представляют собой образец аристократического искусства монументально - спиритуалистического стиля эпохи торжества теократической системы императорской власти: суровые, аскетические лики, строгий, четкий рисунок, сверкающий эмалью колорит. Известно имя автора более древних росписей – сохранилась надпись на греческом языке "Расписан этот храм сверху донизу рукой Иоанна Зографа Иверопулеца". В более поздних росписях чувствуется влияние Тырновской живописной школы.

В ансамбль монастыря входят Успенский собор, трапезная и церкви Св. Архангела и Троицы; все эти здания датируются началом XVII века. А церковь Св. Николая была построена гораздо позже – в 1841 году. Ее расписал живописец Захарий Зограф.

Монастырь имеет художественную ценность: уникальные настенные росписи, одна из которых принадлежит Захария Зографа с 1850 года, изображающая картину «Страшного суда», монахов, портреты древних философов. Здесь хранятся ценные предметы церковной утвари, а также иконы, книги. В музее при монастыре хранятся многочисленные дары, пожертвованные обители в разное время.

Особый интерес представляют фрески в трапезной монастыря. Здесь изображены греческие философы Сократ, Диоген, Аристотель, Софокл и др. В православной философии эти философы считаются язычниками и изображения их встречаются очень редко. В эпоху национального Возрождения Бачковский монастырь превратился в один из самых значительных центров просветительной и литературной деятельности. Он не раз являлся местом массовых паломничеств.

Бачковский монастырь подчинен непосредственно Св. Синоду. В монастыре можно устроиться на ночлег. От монастыря берут начало обозначенные маршруты к нескольким туристским домам. Ежегодно монастырь посещает огромное количество туристов и паломников.