Древний город чичен-ица

Древний город Чичен-Ица некогда политический, экономический, торговый и религиозный центр самого известного из всех племен майя – ицы, располагается неподалеку от современного поселения Писте на севере полуострове Юкатан (Мексика). Город занимает площадь около трех квадратных километров.

Чичен-Ица - один из самых значительных городов древних майя. "Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица" или "рот колодца колдунов воды", или "Устье колодцев ицев" ("чи" на языке майя означает "устье", "чей" - "колодец", а "ица" - имя племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле).

Руины Чичен-Ица являются федеральной собственностью, но поддерживаются и восстанавливаются при участии Мексиканского Института Национальной Антропологии и Истории. Интересно, что земельный участок, на котором располагаются исторические памятники, находится в частной собственности и принадлежит семье Barbachano.

Ну а теперь стоит углубиться в историю Чичен-Ицы. Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы (иногда самую южную часть города называют Старый Чичен - Chichen Viejo).

Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики (в 987 г. н.э. в городе появляется предводитель тольтеков Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль или, по-майяски, Кукулькан). Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя.

Из рисунков и надписей в Храме воинов можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, сначала выиграв морскую битву против майя, а потом - победив их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в Чичене). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь, и как минимум столетие чиченицкие тольтеки поддерживали связь с тольтеками из Тулы.

Обосновавшись в Чичен-Ице, тольтеки и союзные с ними племена вскоре распространили свое влияние на большую часть полуострова Юкатан. Во всяком случае, другие крупные центры этой области - Ушмаль, Майяпан - также несут на себе печать господства тольтекских или смешанных майя-тольтекских черт в религии, архитектуре и скульптуре. Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Население города, по разным оценкам, составляло от 20000 до 30000 жителей. Во времена тольтеков формируется северная часть города. По мере роста могущества других политических центров на Юкатане, гегемония Чичен-Ицы стали все больше вызывать их недовольство. Правители Чичен-Ицы требовали от соседей все новых даней и поборов. Ситуация изменилась в начале XIII века - силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. К концу XIV века город пришел в упадок и вновь обезлюдел.

Диего де Ланда, побывав в Чичен-Ице, писал о преданиях индейцев: "Индейцы считают, что племенем, основавшим Чичен-Ицу, правил великий владыка по имени Кукулькан, в честь которого главное здание названо именем Кукулькана. Говорят, что он пришел с запада, но есть разногласия о том, пришел ли он до племени Ица, после них или одновременно с ними. Рассказывают также, что у него не было ни жены, ни детей и что после его возвращения его почитали в Мексике как одного из богов под именем Кетцалькоатля. И на Юкатане его тоже почитали, как божество, из-за великих заслуг перед страной: говорят, он установил там порядок, положив конец смуте, вызванной гибелью вождей". Сообщив, что Кукулькан основал еще один город, Майапан, Ланда утверждает, что этот бог или царь "жил еще некоторое время в этом городе (Майяпане) и, оставив других вождей, мирно возвратился по той же дороге в Мексику".

Однако, это сообщение Ланды вносит некоторую путаницу, так как миграции на Юкатан в эпоху майя бывали не единожды; что до упоминаемого у этого автора Кукулькана, то это, был вождь тольтеков. Что до жителей города племени Ицы, то они пришли в Чичен позднее, около XIII века, и дали Чичену свое название, а до них он был тольтекским поселением. Считается, что ицы представляли собой одно из ответвлений майя - язычной группы чонталь (или путун), издавна обитавшей на южном побережье Мексиканского залива, в современных мексиканских штатах Кампече и Табаско.

Первое упоминание о Чичен-Ице белыми исходит от Фрай Диего Де Ланда, писавшем об истории Юкатана во второй половине XVI века. В 1579 году в Relaciones Geograficas также упоминается этот город майя, как и в других документах того времени. Есть также мнение, что Франсиско де Монтехо (официальный покоритель п-ва Юкатан) пытался обосноваться в самом городе или рядом с ним, но "дружелюбность" местных племён майя заставила его убраться с тех мест восвояси.

О местечке Чичен с древним городом часто упоминалось в документах колониального периода, однако, это не вызывало интереса у археологов старого и нового света вплоть до 1842 года, когда знаменитый исследователь и путешественник Джон Ллойд Стефенс и Фредерик Катервуд не привлекли внимание мирового сообщества к Чичен-Ице, опубликовав отчёт об их двухнедельной работе на данном участке. Стефенс описал, а Катервуд зарисовал несколько зданий древнего города, а также карту местности.

Далее в Чичен-Ице побывал, несмотря на длившуюся в то время войну Каст (1846-1900), французский искатель приключений и фотограф Дезри Чарней (Desire Charnay). Он прибыл туда в сопровождении военного эскорта и описал несколько самых больших руин.

Между 1875-1873 годами, ещё один француз, Огюст де Плонжеон, начал первые археологические раскопки в городе. Он известен тем, что первым раскопал скульптуру Чак-Мооля, которой он сам и дал это имя. Однако, точных и подлинных свидетельств тому, что данная статуя именуется Чак-Моолем нет.

Между 1880-ми и 1890-ми годами, два фотографа-исследователя, Теоберт Малер и Альфред П. Модслэй, работали в Чичен-ице независимо друг от друга. Их работы стали первыми доступными для всего общества трудами.

Важный вклад в изучение архитектуры города внёс Вильям Холмс в 1895 г. Между 1900 и 1907 годами Аделой Бретон были сделаны цветные зарисовки фресок города, многие из которых (фрески) уже утрачены. Несколько раз город посещал немецкий учёный Эдуард Селер.

В 1904 году в Чичен-Ицу прибыл американец Эдвард Герберт Томпсон, который начал проводить исследования "Священного колодца", из глубин которого он вытащил множество артефактов, большинство из которых были нелегально вывезены в Гарвардский Музей Пибоди.

Между 1923 и 1935 годами, были проведены археологические исследования Сильванусом Морлей и Альфредом Киддером, организованные Институтом Карнеги, Храма Воинов и Караколя. Одновременно с проектом Института Карнеги, велись исследования, организованные Мексикой, под руководством Хосе Эроса и Мигеля Анджела Фернандеса - они работали над Храмом Кукулькана, грандиозной площадкой для игры в мяч и платформами Северной Площади. После войны в Чичен-Ице также вели исследования археологи Альберто Рус, Хорхе Акоста и Роман Пинья Чан.

В 1960-е годы возобновились исследования "Священного сенота", однако результаты оказались скудными и работы были прекращены.

В конце 70-х годов XX столетия были проведены реставрационные работы южной и восточной сторон Кастильо. В 1990-1991 гг. были отреставрированы Группа Тысячи Колонн и Рынок. В 1992 и 1994 гг. велись раскопки Др. Питером Шмидтом.

Современного туриста встречает совершенно иная картина, чем увиденная Стефенсом и другими путешественниками XIX века. Древние сооружения находятся теперь на открытом, очищенном от растений пространстве. К городу ведет старательно поддерживаемая дорога, по которой курсируют автобусы с туристами.

Самое знаменитое сооружение Чичен-Ицы - пирамида (или "храм") Кукулькана (по-испански "Эль Кастильо", т. е. замок). Это почти 30-метровая девятиступенчатая пирамида с квадратным основанием. Длина стороны основания - 55,5 м. Пирамида ориентирована по сторонам света. По боковым граням поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом Кукулькана. Если рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступень, то всего в пирамиде 91?4+1, то есть 365 ступеней, по числу дней в году.

Считается, что пирамида выполняла функцию календаря. Ежегодно в дни осеннего и весеннего равноденствия можно наблюдать уникальный эффект "пернатого змея": тень ступенчатых ребер пирамиды падает на одну из лестниц. При этом создается впечатление, что по ней сползает вниз змей Кукулькан.

Влияние тольтеков в Чичен-Ице преимущественно отмечается в зданиях, составляющих северную группу. Неуместно названный чак-моол ("красный ягуар"), - это наклонная фигура, держащая жертвенный сосуд, с головой, повернутой в сторону, вероятно представляет хранителя входа в храм - типично тольтекского вида, как так называемые атланты, каменные резные фигуры воинов, поддерживающих крышу храма или алтарь. Отметим также повторяющийся символ пернатой змеи ("Кукулкана"), который вытесняет майянского бога дождя Чака, и сцены сражений и жертв, которые появляются намного чаще, чем обычно в искусстве классических майя.

Как почти во всех городах майя, в Чичен-Ице было несколько арен для ритуальной игры с мячом. До настоящего времени найдено семь таких полей. Поле в северо-западном конце большой площади является самым внушительным из когда-либо обнаруженных в Месоамерике.

По сторонам игрового поля (почти 146 м в длину и около 37 м в ширину) - вертикальные стены 8,5 м высотой. Установленные в центре каждой стены тяжелые каменные кольца со змеиным орнаментом - на 7,25 м выше земли. Целью игры было попасть твердым резиновым шаром в каменные кольца, используя только локти, колени или бедра. Шару, представлявшему солнце, вероятно не позволяли касаться земли, иначе его символический "путь" прерывался. Проигравшие игру, как считается, приносились в ритуальную жертву (рельефы на панелях, украшающих основания стен, показывают обезглавленных игроков).

Некоторые эксперты полагают, что маленькие храмы с обоих концов были посвящены богам Солнца и Луны.

Далее, к северу от могилы Чак-моол, 6-метровой ширины тротуар ведет на 300 м к большому священному сеноту, существование которого было вероятной причиной для майя, чтобы обосноваться здесь впервые. Почти идеально круглая, естественная дыра имеет диаметр 60 метров, его стороны погружаются на 24 метра ниже поверхности воды. Самая большая зарегистрированная глубина - 82 метра.

С 7-го века до окончания испанского завоевания сенот был местом жертвоприношений и паломничества, бассейны у края воды вероятно имеют ритуальную функцию. Во времена засухи драгоценности и человеческие жертвы бросались в воду в качестве приношений богам, в особенности - богу дождя Чаку. Боувич и Томпсон проделали несколько исследовательских погружений, найдя 50 человеческих скелетов вместе с многочисленными артефактами из керамики, камня, золота, меди, нефрита и обсидиана. Дальнейшее изучение в 1960-х годах проводилось на больших глубинах, что позволило обнаружить еще 4000 подобных предметов вместе с другими, сделанными из копала (смолы), резиновые и деревянные куклы, человеческие и животные кости. Экспертиза скелетов показала, что среди жертв преобладали мужчины и дети, а не красивые молодые девственницы из популярного мифа.

На ступенчатой платформе к востоку от Эль-Кастильо стоит Храм Воинов. Это великолепное сооружение, включающее несколько просторных залов с колоннами, является укрупненной версией Храма Утренней Звезды в Туле. Несколько рядов квадратных столбов охраняют подножие лестницы, наверху на корточках сидит чак-моол. Главный вход в храм снова расположен между двумя массивными колоннами со змеями, головы которых смотрят в основания, а хвосты, первоначально несущие перемычку, указывают на небо. Позади них четыре атланта поддерживают большой каменный алтарь. Здесь также археологи обнаружили остатки более раннего, меньшего Храма Воинов, скрытого в пирамиде.

С южной стороны к Храму Воинов примыкает Зал Тысячи колонн, оригинальная цель которого остается тайной. Возможно, это был внутренний рынок или место собрания. Поблизости находится маленькое поле для игры в мяч, так называемый Рынок и паровая ванна, от которой сохранились вестибюль, сама ванна и нагревательная комната.

Возвращаясь от сенота, справа на площади можно увидеть большую квадратную платформу Тцомпантли ("стена черепов"). Платформа служила основанием для столбов, на которых насаживались головы человеческих жертв. Рельефы из рядов черепов "украшают" стороны платформы.

Рядом с Тцомпантли стоит меньшая платформа, известная как Дом Орлов. Каменные змеи украшают лестницу. На стенах - рельефы орлов и ягуаров, символов тольтекских воинов, держащие в когтях человеческие сердца.

Храм Ягуаров занимает платформу, встроенную в юго-восточную стену поля для игры в мяч. Более низкая святыня, стоящая лицом на большую площадь, содержит вырезанного каменного ягуара, по-видимому алтарь. Верхний храм, доступный по крутой лестницей сбоку, смотрит на запад, на поле для мяча. Как и в Храме Воинов змеиные колонны обрамляют вход. Фасад увеличен несколькими бордюрами, большинство из которых изображают ягуаров. Внутри все еще видны фрески, очевидно, со сценами битвы между майя и тольтеками.

В ста метрах севернее от Эль-Кастильо находится так называемая Могила Чак-моола. Здесь более чем 100 лет назад Ле Плонжеон и нашел каменную фигуру, которую окрестил Чак-моолом. Структура также известна как Платформа Венеры из-за интересных рельефов, демонстрирующих символ Кукулкана и Утреннюю Звезду.

Южную группу зданий (Старый Чичен), можно достигнуть, если пересечь бывшую дорогу из Мериды в Пуэрто-Хуарес, теперь вышедшую из употребления. По другую сторону, справа от пути, возвышается Могила Первосвященника - разрушенная пирамида 10 метров высотой. Когда ее раскапывали, нашли семь могил и некоторые ценные артефакты.

Недалеко лежит одно из самых интересных зданий в Чичен-Ице - Караколь ("Улитка"), считающееся обсерваторией. В круглом здании, стоящем на двухъярусной платформе, проходы по спирали ведут наверх. Узкие разрезы в стенах размещены таким образом, чтобы лучи солнца проникали через центр здания в течение нескольких секунд два раза в год - простой, но надежный метод, используемый майянскими священниками, чтобы точно определять время. Стилистические элементы обсерватории явно происходят из центральных гор в дополнение к классическим чертам майя.

Тропа ведет на юг от Караколя к зданию, которое испанцы ошибочно назвали Женский монастырь. Детально декорированное строение и вспомогательные здания выполнены в майянском стиле Чен, фактически каждый дюйм фасада украшен символами майянского бога дождя Чака. Так называемая "Церковь" - особенно прекрасный пример архитектуры Пуук, раннего стиля, в котором фасады украшены геометрическими фигурами, животными и масками Чака. Между масками расположены краб, армадилл, улитка и черепаха - существа, которые в мифологии майя поддерживают небеса.

Другие интересные здания в южном секторе включают Храм Панелей с рельефами тольтекских воинов и ягуаров; Акаб Дзиб ("неясное письмо", Здание неизвестного письма), названное так из-за пока еще нерасшифрованных символов над дверью второй комнаты; Храм оконной перемычки; Красный Дом в стиле Пуук; так называемая "Группа Дат" с фаллическим храмом в стиле тольтеков; еще одно поле для игры в мяч; Сенот Кстолос - почти наверняка - бассейн.