Монастырь острог
Монастырь Острог (Ostrog) расположен высоко, на почти вертикальной большой скале Остроска Греда (Ostroska Greda), с которой открывается превосходное зрелище равнины Белопавличи (Bjelopavlici). Он находится примерно между Подгорицей и Никшичем в стороне от дороги, связывающей эти два города, в горах.Монастырь Острог - не самый древний в Черногории: он получил широкую известность с конца XVII века в связи с жизнью и деятельностью великого православного святого – Василия Осторожского, известного далеко за пределами Черногории. Правда, первыми в пещерах жили неизвестные нам отшельники, выбравшие их, чтобы в молитвах и подвиге проводить уединенную жизнь. Монастырь получил свое имя по возвышающийся над ним горе, отсюда и другое его название — Подострог. Сейчас в Черногории этот монастырь почитается на уровне святынь Иерусалима и Нового Афона.
Святой Василий родился в деревне Мрконич в Герцеговине 28 декабря 1610 года в семье верующих людей. Уже в детстве проявил проницательность и высокие умственные способности. Желая сыну предоставить условия развивать свои способности, родители приносят решение отдать в монастырь. Так оно и произошло на 11 году его жизни. Мальчик очень быстро стал развиваться, усваивать разные знания, что очень скоро настоятель монастыря его направляет в более крупный монастырь под названием Тврдош. Монастырь Тврдош в 16/17 веках был центром сербской самосознательности, и местом оказывавшем самое яростное сопротивление турецкому негативному воздействию на народ православный, и аналогичному католическому влиянию. В этом монастыре он стал монахом, а очень скоро и приобретает звание дьякона.
Несмотря на определенные церковные устои, Василий в качестве духовника и пастыря продолжал свою миссию в народе. Таким образом, он приводил в ярость турок и представителей Рима, что и вызвало их желание его ликвидировать. Чтобы уйти от явных угроз, он (1637г) уезжает на Святую гору, откуда направляется в Россию. От русского царя Михаила Романова, дедушки Петра Первого, он получил большую материальную и финансовую помощь. Весной следующего года он возвращается обратно. В это время скончался Митрополит Герцеговины Симеон, новым был назначен Василий.
Основным его оружием было слово Божье и молитва. Сила его молитв была такова, что они стали приводить к чудесам и излечениям. Народ стал его почитать и считать святым. Это еще больше обозлило его врагов, поэтому Василий решил, вместе с группой монахов, перебраться в пещеры горы Острог. В 1665 году Митрополит Василий не только благословил строительство храма, а и в прямом смысле принимал участие в его возведении. Там Василий и умер в 1671 году.
Из скалы, возле которой скончался, чуть позже выросла виноградная лоза, хотя в ней совершенно нет земли. В момент упокоения, келия в которой он находился, была «освещена яркими неземными лучами». Монахи тело Святого Василия похоронили, а народ колоннами стал приходить на поклонение великому человеку, которого уважали и при жизни. Несколько лет спустя Святой Василий был канонизирован и объявлен святым и получил имя Святого Василия Острожского. Его тело покоится в гробнице пещеры, посвященной Представлению Богоматери к Храму.
Этот действующий православный мужской монастырь – крупнейший в Черногории религиозный центр и популярное место паломничества. Считается, что хранящиеся в монастыре останки святого имеют чудотворную силу, и помолиться у его гроба приезжают не только православные, но и католики с мусульманами. Черногорцы утверждают, что Острог – третье в мире по посещаемости место паломничества христиан после могилы Христа и Священной горы в Израиле.
По сей день в Монастырь Острог приходят люди, чтобы поклониться мощам, помолиться, детей крестить и просит прощения за свои грехи. Как правило, расстояние от нижнего к верхнему монастырю люди проходят пешком, какой бы возраст у них ни был. Многие это шествие, делают босиком, даже на коленях.
Острог состоит из двух частей: Нижний монастырь отделен от Верхнего дорогой длиной около 5 километров, проходящей через лес. Однако паломники, идущие пешком, обычно пользуются более короткой пешеходной дорогой, которую можно преодолеть за 20-25 минут.
Паломники обычно первым долгом посещают Нижнюю часть монастыря. Нижний монастырь был основан в середине XIX века, состоит он из келий и церкви Св. Троицы. В ней покоятся мощи св. новомученика Станко, 15-летнего мальчика, которому турки отсекли руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать.
Верхняя часть встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря, она двухуровневая, и там находятся самые важные достопримечательности монастыря. Эта часть комплекса состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год) и Введенской церкви девы Марии (XVIII век). Введенская церковь - это очень маленький храм, 3х3 метра, расположенный чуть выше Крестовоздвиженской церкви. Именно в Введенской церкви Святой Василий провел 15 лет в молитвах. На скале - изображение-икона Василия Острожского.
В реликварии Введенского храма хранится ковчег с чудотворными мощами Святого Василия, а также молитвенная книга 1732 года и храмовые подсвечники, датируемые 1779 годом. У выхода из церкви бьет фонтан с целебной водой, На сегодняшний день каждый посетитель может взять себе святую воду, которую нужно пить, дабы уберечь себя от бед. Для этого вода из источника разливается по бутылкам и бесплатно раздается паломникам.
В Остроге с 1941 по 1951 год хранились бесценные реликвии христиан: Десница Иоанна Крестителя, часть Креста Господня и икона Филермской Богоматери: в апреле 1941 года после начала оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил (Дожич) вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 года, когда были конфискованы правительством Югославии и вывезены в Титоград (нынешнюю Подгорицу).
Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903 году, писал: «Мощи эти — величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего святителя». Настоящий православный монастырь является в мире единственным, который кроме людей православных, также посещают католики и мусульмане.
На самом деле, Монастырь Острог является святым местом. Настолько святое, что здесь исцеляются безнадежно больные. Не говоря уже о самых обычных болезнях самых простых людей. Не вопрос насколько человек является верующим, есть факт - вокруг монастыря происходило очень много невероятных ситуаций, которые невозможно толком объяснить.
Например, в 1714 году, когда турецкий полководец Нуман-паша с огнём и мечом прошёл через Черногорию, острожские монахи закопали мощи святого Василия Острожского на берегу реки Зета. Затем, почти через полтора столетия, турки снова пришли в Черногорию; в 1852 году Омер-паша с 17-тысячным войском сжег Острог, однако брат черногорского князя, Мирко Петрович-Негош, с сотней воинов опередил пашу. Взяв мощи св. Василия, ночью он проскользнул мимо отрядов турок и ушел в Цетинье, поскольку святой сделал отряд невидимым.
Еще одно поразительное стечение обстоятельств случилось в 1942, когда во время обстрела немцами Острога в монастырь попал снаряд, разбил двери церкви Честного Креста, раскололся на две части, но так и не взорвался. Вот он и лежит в одной из ризниц, как вещественное доказательство очередного чуда св. Василия.
В монастырь ведет огромная живая очередь жаждущих. Вереница людей движется бесконечной цепочкой, и нельзя даже остановиться - сзади напирают следующие. Поэтому все нужно делать быстро, рассматриваться нет возможности. Тут все, как по команде, достают бумажки и что-то аккуратно царапают на них. Потом каждый ищет в скале свободную трещинку, чтобы, тщательно сложив, оставить в ней свое послание…
— Святитель Василий, помоги… — шепчут они безмолвной скале.
На этих бумажках записываются самые сокровенные желания. И они обязательно сбудутся! Так твердят все вокруг.
В монастырских записях часто говорится о паломниках, которые приходят в обитель, чтобы исповедаться и причаститься. Они подготавливают себя к этому строгим постом в течение одной седмицы перед праздником святителя. Дни от праздника великомученика Георгия до праздника святителя Василия в народе называются «неделей святого отца Василия». И многие в это время постятся. Перед мощами святителя Василия верующие сербы произносят присяги, обеты, клятвы.
Монастырь открыт для свободного посещения.