Копер и храстовле - небольшая деревушка на крайнем юге словении

Копер - город в Словении, на полуострове Истрия, на побережье Пиранского залива Алриатического моря. Копер - самый крупный город словенского побережья. Население города - 23 726 человек, с пригородами — 47 539 человек (2002). Это старинный город-порт страны и важный торговый центр.

Город находится в непосредственной близости от итальянской границы и города Триест.Подобно Венеции, старое городское ядро хранит ряд интереснейших свидетельств истории. Построенный когда-то на острове, в XIX веке он был соединен с землей дамбой и постепенно полностью сросся с континентом. На итальянском языке название города звучит как Каподистрия, что означает «главный город Истрии».

Попадая в этот городок, ловишь себя на мысли, что ты не в Словении, а в Италии. Во всем ощущается итальянский колорит, даже названия написаны на двух языках: словенском и итальянском. Округ Копер официально двуязычен, итальяский язык уравнен в правах со словенским. Невзирая на существенную эмиграцию итальянцев с Истрии в Италию в годы существования Югославии, итальянское население города в настоящее время превышает 10 %.

Центр города будто переносит вас в Венецию: узкие, без тротуаров улицы-щели, перекрещенные веревками с бельем, отсыревшая штукатурка, под которой угадывается силуэт итальянского палаццо, венецианская островерхая башня, легкий силуэт древнего дуомо.

Экскурсию по старому городу лучше всего начинать с центральной площади Броло, на которой можно увидеть самую значимую достопримечательность города – собор Святого Назария. Собор с колокольней в венецианском стиле, построенный в XIII веке, – символ города. Фасад собора производит сильное впечатление: нижняя часть здания выполнена в готическом стиле, верхняя – в стиле ренессанс. В трехнефном соборе хранится драгоценное сокровище – великолепный готический саркофаг покровителя города Святого Назария (XIV в.). Этот святой, который, по легенде, стал епископом, изображен на рельефе апсиды. Две картины принадлежат художнику Витторе Карпаччо, одна из них – Мадонна на троне.

С восточной стороны собора стоит старейшее строение на площади - фонтика. В 1392 году здесь было зернохранилище. В XVI в. здание перестроили, а фасад украсили гербами подестов (городских глав). Дальше находится Францисканский монастырь с оригинальной обходной галереей вокруг монастырского двора.

Улица Цанкарьева ведет на восток и сворачивает на улицу Базовишка Бурлинова. Здесь внимание привлекает маленькая церквушка Святой Анны, знаменитая своими иконами. Главную икону Святые и ангелы» написал Бенедетто Карпаччо, родственник (возможно, сын) знаменитого Витторе Карпаччо (1455-1526 гг). Великий мастер родился в Копере и имел словенские корни. Его дом находится в порту, рядом со старейшей таверной города, изображения которой с 1619 года увековечены в работах художника. Бенедетто Карпаччо жил в Копере с 1538 по 1545 год.

На площади Броло, перед собором, расположена крытая сквозная галерея в стиле венецианской готики. Она была построена в 1462 году, теперь в ней кафе. Другую сторону площади занимает Преторианский дворец. Он состоит из двух зданий, объединенных в XV веке. В левом крыле находятся помещения начальника порта и претора, в правом – службы коммунального самоуправления.

Если идти вдоль по улице Кидричева по направлению к порту, то слева можно увидеть дворец Белграмони-Такко XVI века. Сегодня во дворце городской музей (история Копера, настенная живопись, фарфор, оружие).

Невдалеке от порта возвышается колонна Юстиниана, как напоминание о морской битве под Лепанто в 1571 года. Венеция на это сражение выставила значительную часть своего флота.

От порта к единственно сохранившимся из 12 городских ворот, воротам Муда, построенным в 1516 году, ведет набережная Войково. На улице Жупанчичева , недалеко от дворца Прежернов, находится готический дворец Алмаригогна, украшенный настенной живописью времен ренессанса.

Копер вырос из античного греческого поселения, известного под именем Аэгида. В римский период он получил имя Каприс, от которого происходит и современное название города.

В 568 году в Каприсе укрылось романское население Тергестума (Триеста) от набега лангобардов. Некоторое время город носил имя Юстинополь в честь императора Византии Юстиниана II

В VII — VIII веках город пережил тяжёлый период, его захватывали франки, лангобарды и славянские племена. В VIII веке в городе была образована епархия.

В XI веке город оказался втянут в борьбу между Венецией и Священной римской империей. За поддержку, оказанную ему Копером, император Конрад II даровал городу некоторые привилегии. В 1278 году город был присоединён к Венеции. В составе венецианской республики Копер пережил необычайный расцвет, он стал крупнейшим городом и портом Истрии, в связи с чем был переименован в латинском Caput Histriae (главный город Истрии, буквально «голова Истрии»). От этого словосочетания происходит итальянское название города — Каподистрия.

После падения венецианской республики в 1797 г. Копер был присоединен к Австрии. В период 1805—1813 город контролировали наполеоновские войска, а в 1813 году Копер снова отошёл Австрии.

После первой мировой войны Копер вместе со всем полуостровом Истрия перешёл Италии, в то время как остальная Далмация вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, позднее Королевства Югославии.

После второй мировой войны Копер вошёл в состав так называемой Зоны «B» свободной территории Триеста, которую контролировала Югославия, после чего значительная часть итальянского населения города эмигрировала в Италию. В 1954 году свободная территория Триеста перестала существовать, и Копер стал частью Югославии. После распада последней, в 1991 году город стал частью независимой Словении.

Дальше от моря, на юге Словенской Истрии, среди каменистых отрогов Динарских гор, разбросано несколько небольших селений, где даже крыши домов сделаны из камня. Одно из таких селе¬ний - Храстовле, небольшая деревушка, расположенная на крайнем юге Словении.

В этой маленькой деревушке достойна внимания церковь-крепость XII-XIII вв. Романское строение было укреплено в XVI веке из-за нападений со стороны Турции. Жители деревни находились на службе у Габсбургов.

Церковь Святой Троицы (Sveti Trojstvo) богато украшена фресками. Изображение «танца смерти» находится на южной стене; смысл этой картины: все люди равны перед смертью, будь то Папа Римский, император или нищий. На цилиндрическом своде бокового продольного нефа изображено множество сцен из жизни крестьян, в том числе и сбор винограда. Мастер Иван из Кастава создал эти фрески в 1490 году.