Нант

Нант - крупнейший город и университетский центр, располо­жен в устье Луары. Наличие островков (заселенных с XVII в.) на реке содействовало строитель­ству мостов, делая Нант торговым и транспортным центром между Нижней Бретанью и Пуату.

В IX в. за право владеть горо­дом спорили первый герцог Бре­тани Номиноэ и франки, жившие к востоку. В 939 г. Нант стал сто­лицей Бретани. К XIV в. появился собственный торговый флот.

В Нанте король Генрих IV под­писал в 1598 г. документ, ставший краеугольным камнем истории страны, - Нантский эдикт, уста­навливавший равенство между католиками и протестантами. В эдикте было 92 пункта, некоторые из них — секретные. Он был похож на подобные установления Екате­рины Медичи относительно рели­гиозной терпимости. Однако в этот раз документ был поддержан правителем, который мог добить­ся его исполнения. Во время прав­ления Людовика XIV некоторых протестантов вынудили перейти в католичество, и король, которого ввели в заблуждение количе­ством переходов, аннулировал эдикт в 1685 г., «поскольку он бо­лее не служил нужной цели», чем спровоцировал бегство из страны 200 тыс. гугенотов.

В начале XVIII в. Нант разбога­тел на сахаре. Сахарный тростник импортировали из Вест-Индии для нужд всей Франции и реэкс­портировали в Англию и Сканди­навию. Тростник был одной из сторон торгового «эбенового треугольника»: бусы и украше­ния в Африку, рабов из Африки в Америку, сахарный тростник из Америки в Европу. По объему ко­лониальных грузов Нант стал главным портом Франции. По бе­регам Луары вырастали фабрики, производящие конфеты, шоколад и консервы. Поблизости без уста­ли работали чугунолитейные ма­стерские и кузницы, где ковались кандалы для рабов.

Однако потеря заморских тер­риторий, начавшаяся при Людо­вике XV, отмена рабства в 1794 г. (вновь восстановленного при На­полеоне и снова объявленного незаконным после 1827 г.), заме­на тростника сахарной свеклой (результат Британской блокады во время наполеоновских войн) и увеличение размеров судов при­вело к спаду деятельности порта. В Х1Х-ХХ вв. строительство гава­ней вниз по течению способство­вало новому расцвету Нанта.