Салон-де-прованс

Во французском городке Салон-де-Прованс есть узкие старинные улочки и мощные стены Шато д'Ампер. Есть уникальный Музей военной истории, где можно увидеть обмундирование и оружие французской армии от средневековья до прошлого века

Есть и симпатичная ратуша с балкончиком, и высокая башня со старыми часами над городской стеной, и забавный фонтан Moussue в виде огромного мохнатого зеленого гриба посреди мраморного бассейна. Еще в Салоне находится Музей восковых фигур, композиции которых в лицах 'рассказывают' историю города. Но всех этих красот и экспонатов, конечно, не хватило бы для того, чтобы привлечь в город Салон туристов: конкуренция между достопримечательностями в Провансе слишком велика.

В Салон едут все-таки только за Нострадамусом. Здесь загадочный астролог и врач прожил последние двадцать лет своей жизни, именно здесь он написал свои знаменитые 'Центурии', поэтически зашифрованные предсказания будущего, которые уже несколько веков являются для человечества источником страхов и надежд.

Впрочем, во всех упомянутых местах сегодня о таинственном провидце уже ничего не напоминает. А вот в самом центре Салона, на самой,короткой в этом городе улице, открыт музей Нострадамуса. В том самом доме, где он жил, где написал 'Центурии' и куда в 1564 году к чародею пожаловали Екатерина Медичи и Карл IX. Личных вещей, правда, и здесь почти не осталось, но есть комнаты-инсталляции с восковыми фигурами. Настоящих экскурсоводов в музее тоже нет, посетителя с этажа на этаж, то есть по жизни Нострадамуса, ведет голос из невидимых динамиков.

Впрочем, главная порция адреналина впереди. Известно, что Нострадамус в одной из центурий предостерегал потомков от посещения своей могилы: якобы таким образом можно вызвать к жизни всяких нехороших духов. Умерший в 1566 году врач похоронен в храме Сен-Лорен. Тот, кто воспримет на свой счет пророчество, не увидит храм, посетив который Людовик ХIV воскликнул: 'Это самый красивый собор в моем королевстве!'

У Нострадамуса в городе не только две могилы, старая и новая, но и два памятника. Первый, мраморный, был сооружен в седине позапрошлого века в сугубо реалистической манере, со стремлением к портретному сходству. Второй - спустя ровно сто лет. На нем безлицый герой слеплен из острых кусков металла и весь похож на какой-то астрологический инструмент. Собственно, два этих памятника могут служить одной из иллюстраций к сочинениям Мишеля Нострадамуса, приучающего нас философски относиться к мысли, что в подлунном мире нет как ничего неизменного, так и ничего случайного.