Пальмира (тадмор)

Пальмира (Тудмор) - древнейший исторический памятник Сирии, ее жемчужина. Нередко Пальмиру называют «невестой пустыни», ведь находится она в самом центре Сирийской пустыни. Древний город расположен в 155 км к востоку от Хомса и в 210 км к северо-востоку от Дамаска. Раньше город располагался на древнем Шелковом Пути. Руины Пальмиры могут много поведать о героической истории в период правления царицы Зеновии.

Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. В XVII веке путешественники долго и с большими трудностями добирались до Пальмиры, но. когда они вернулись в Европу, им просто не поверили: город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Однако в следующем столетии в Англию были привезены рисунки, с опубликования которых и началась мода на Пальмиру. Потом появились путевые очерки и подробные описания древнего города: среди авторов была и русская путешественница Л. Пашкова, которая опубликовала в одном французском журнале очерк о Пальмире. Самую интересную находку того времени сделал тоже наш соотечественник, петербуржец С.С. Абамелек-Лазарев. он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил — так называемый «Пальмирский тариф».

С древних времен местные жители называли и до сих пор называют Пальмиру «Тадмором», что означает «быть чудесным, прекрасным». Город как бы продолжает окружающую природу, и потому красота его тихая и естественная. Из желтого песка долины, окруженной лиловыми холмами, поднимаются колонны с кудрявыми, словно кроны пальм, капителями. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, и потому золотые, нагретые солнцем стены ее зданий до сих пор украшают вырезанные листья и гроздья винограда, верблюды и ослы.

В истории имеется много удивительных парадоксов: например, Помпеи сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру — человеческое забвение. Город был брошен людьми и забыт на долгие столетия. А когда-то все начиналось с Эфки — подземного источника с тепловатой, чуть отдающей серой водой. Отчаянные путешественники, странники и купцы устраивали здесь привал, разбивали на ночь шатры, поили усталых верблюдов, коней и ослов. Со временем возле Эфки вырос целый перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. В первом тысячелетии до нашей эры на этом караванном пути, ведущем от Дамаска к берегу Евфрата, он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен, город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, лекарей, жрецов самых разных религий, беглых невольников и мастеров самых разных профессий. Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии, из Индии и Аравии привозили пряности и ароматические вещества, постоянно был спрос на вино, соль, одежду, ебрую, обувь... Высоко ценилась и крашенная пурпуром шерсть: купцы, расхваливая свой товар, дружно утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом.

Одна из наиболее примечательных построек Пальмиры — триумфальная арка, пролеты которой были когда-то увенчаны скульптурами. Через центральную ее часть проезжали повозки и всадники. Более низкие, боковые проходы предназначались для пешеходов. От нее начиналась главная улица Пальмиры — декуманус, вдоль которой по обеим сторонам тянулась колоннада. По современным меркам — Пальмира город маленький, площадь ее всего 6 кв. км. Но памятников на столь небольшом пространстве сохранилось множество. Большинство из них созданы во втором и первой половине III в. нашей эры либо римлянами, либо под значительным их влиянием.

Очень интересна рыночная площадь Пальмиры — агора. Здесь сохранился до сих пор фрагмент трибуны, с которой когда-то зачитывались главные указы и постановления местных градоначальников. Человек стоял здесь и, глядя на население жителей города, сообщал им о тех или иных нововведениях. Вся рыночная площадь была опоясана колоннами. В каждой колонне был вмонтирован специальный выступ, предназначавшийся в качестве подставки для бюстов знатных горожан.

При том что Пальмира не раз восставала против власти Рима, своим процветанием она во многом обязана ему. Римляне проложили здесь хорошие дороги, устроили водопровод, всячески способствовали развитию торговли. В городе было около пятисот мастерских и лавок. От них остались лишь фундаменты, занесенные песком. Посмотреть на руины Пальмиры приезжают люди со всех концов земли.

Правда, сейчас народу здесь совсем мало — жара такая, что гулять по солнцу желание может возникнуть только у очень большого энтузиаста. Но жители близлежащих поселков все равно дежурят на развалинах со своими верблюдами, в надежде заполучить какого-нибудь седока.

Стоит обратить внимание на античное здание у стены с изящной аркой. Эта арка служила входом в театр. Построенный во II в., он располагался в самом центре Пальмиры, что само по себе было исключением из правил, ведь обычно театры располагались ближе к окраинам. Вот здесь вот находилась арена — напротив нее амфитеатр, зрительный зал, откуда все желающие могли наблюдать за боями гладиаторов, мода на которые пришла в Пальмиру, разумеется, из Рима. Долгие столетия амфитеатр находился под слоем песка, благодаря чему отлично сохранился. Археологи раскопали его в начале 50-х. После реставрации он приобрел почти первоначальный вид.

Как в любом другом древнем городе, главное сооружение Пальмиры, храм. Первоначально он был посвящен богу Бэла, которому поклонялись хананеи, народ, населявший территорию нынешней Сирии в IV в. до н. э. В эллинистической Пальмире Бэл отождествлялся с Зевсом, а после — с Юпитером. Этот храм — самое древнее и, пожалуй, самое впечатляющее сооружение в городе. Двор святилища был окружен портиком, от которого уцелели отдельные колонны. Сохранились здесь и остатки алтаря.

Когда-то на этом месте находился алтарь, где в жертву приносились овцы, верблюды, крупный рогатый скот. Сейчас от алтаря остался один лишь фундамент, а в нескольких шагах от него – небольшое отверстие в камне в виде цветочных лепестков. Исследователи считают, что это и другие отверстия были предусмотрены для стока крови, ведь по большим языческим праздникам, здесь в жертву приносились целые стада.

В 3 км от города выстроен туристический центр «Зенобия». Заплатив несколько сот сирийских лир, здесь можно поселиться в бедуинском шатре, точнее, в некоем его подобии. Здесь очень уютно и цивилизованно. Есть электричество, замаскированное под старые лампы и кондиционер, и диваны очень удобные. В кране, что для этих мест удивительно, постоянно есть вода. Правда, без нее западного путешественника не заманишь даже в такое экзотичное жилище, как шатер жителя пустыни. Тем более что люди приезжают сюда в основном не ради местной экзотики, а чтобы полюбоваться античными руинами.