Кафедральный собор богоматери

На месте Собора Богоматери некогда стояла маленькая часовенка, в которой хранилась главная святыня Антверпена – статуя Богородицы. В двенадцатом веке она была заменена большей церковью в романском стиле. Остатки стен и фундамента свидетельствуют о том, что эта церковь имела длину 80,метров и ширину 42 метра и напоминала кельнскую церковь Санкт Мария им Капитоль.

Нынешний собор был заложен еще в 1352 году неким мастером Жаном Амелем, который отдал этому сооружению 40 лет жизни. Но он умер, так и не увидев собор возведенным хотя бы на четверть, и завещал свое дело сыну Петеру. Собор строился медленно, неторопливо.

В 1521 году, почти 170 лет спустя, строительство собора Богоматери было завершено. Южная башня поднялась только до уровня третьей перевязки каменной кладки. Когда новая церковь сильно пострадала от пожара, вспыхнувшего в ночь с 5 на 6 октября 1533 года, на ее ремонт были брошены большие силы и средства. Завершение строительства второй башни было отложено - как оказалось, навсегда. Этот собор стал главной церковью Антверпенской епископии, а следовательно, кафедральным собором, только в 1559 году; он не имел этого статуса в 1801-1961 г.г., поскольку в этот период епископия не существовала.

Башня собора, поднималась над еще маленьким Антверпеном, поражая самих жителей и всех путешественников своей высотой и дивным звоном 40 колоколов. Импозантную башню кафедрального собора Богоматери, самую высокую церковную башню Бенилюкса, видно издалека. Ее верхушка на 123 метра возвышается над историческим центром города.

Немецкий художник А. Дюрер, побывавший в Антверпене в те времена, когда завершалось строительство собора, писал: «Церковь Богоматери в Антверпене чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно поют много служб, и они не сбивают друг друга. И там постоянно происходят роскошные празднования, приглашают лучших музыкантов, каких только можно достать».

Только после раскопок, проведенных в 80-ых годах прошлого века, выяснилось, как выглядела церковь-предшественница. К сожалению, от прежнего интерьера не осталось почти ничего.

Во время иконоборчества в XVI веке кальвинистами были уничтожены стеклянные окна, картины, реликвии, усыпальницы и десятки алтарей. От оригинального убранства осталось только несколько фресок и изображение Мадонны из мрамора XIV века.

Интерьер церкви был создан заново и это именно то, что делает ее такой особенной: в церковном убранстве переплетены элементы самых разных стилей: готика, барокко, рококо, Ренессанс и неоготика.

В соборе представлена мраморная статуя мадонны, созданная в четырнадцатом веке. Некоторые настенные росписи датируются пятнадцатым веком. Величественная чтимая статуя «Антверпенской Богоматери», стоящая в капелле Девы Марии, относится к шестнадцатому веку. Дарохранительница в виде Ковчега Завета, как и большие часы на башне, создан в восемнадцатом веке. Неоготическая отделка появилась в девятнадцатом веке. Скульптуры, украшающие главный портал, добавлены в начале двадцатого века. Совсем недавно, в 1993 году, над южным входом в галерею был установлен орган «Мецлер».

В соборе висят 4 произведения знаменитого на весь мир художника Питера Пауля Рубенса: два триптиха («Снятие с креста» 1612 года и «Воздвижение креста» 1609-1610 годов) и полотна «Вознесение Марии» 1626 года и «Воскрешение Христа» 1612 года. Оконные витражи, изображающие библейские сюжеты, выглядят так же роскошно, как и убранство алтарей. У главного алтаря висит картина «Смерть Марии» Абрахама Маттиссенса.

Собор Богоматери, возведенный в основном из кирпича и белого камня - впечатляющий образец Брабантской готики. Помимо характерных островерхих готических сводов и больших покрытых глазурью окон, к числу важнейших особенностей собора относится декоративное сочетание архитектурных элементов и скульптур, строгая открытая архитектура внутреннего пространства, основанная на взаимодействии конструктивных, пространственных и вертикальных эффектов, а также тонкая игра света и тени. Церковь имеет высокую северную и низкую южную башни, восьмиугольный фонарь, или башню средокрестия, с куполом в форме луковицы, семь пролетов, хоры, поперечные нефы, амбулаторий (галерея за алтарем), пять радиально расположенных капелл и шесть боковых капелл. Северная башня строилась в течение века, поэтому ее массивная готическая нижняя часть переходит в утонченную верхнюю часть, выполненную в позднеготическом стиле. Нижняя часть каменной кладки - массивная и простая, с минимальным количеством украшений, зато возвышающаяся над ней башня постепенно обогащается декоративными элементами. Остроконечная верхушка кажется каменным кружевом.

Дома горожан тесно примыкают к фасаду собора. А в задних помещениях этих домов открыты лавочки и кафе, работающие почти у самых его стен.

Пожар 1533 года - не единственное бедствие, постигшее собор. Спустя всего 33 года во время иконоборческих выступлений 20 августа 1566 года протестанты уничтожили большую часть ценного интерьера. В 1581 году, когда Антверпен оказался во власти протестантов, многие художественные ценности были уничтожены, вывезены или проданы. Спокойствие воцарилось только после 1585 года, с восстановлением влияния Римско-католической церкви. Спустя два века произошло новое бедствие. В 1794 году эти земли были завоеваны французскими революционерами, которые разграбили собор Богоматери и нанесли ему серьезный ущерб. Около 1798 года французские власти даже подумывали о снесении собора. Однако ему удавалось возродиться после каждого удара. В 1816 году из Парижа были возвращены различные ценные произведения искусства, в том числе - три шедевра Рубенса. В девятнадцатом веке собор был полностью восстановлен и заново обставлен. В 1965 -1993 г.г. была проведена еще одна полная реставрация.

Уже более тысячи лет антверпенские католики почитают Богоматерь, покровительницу Антверпена и этого собора. Антверпенский собор Богоматери примиряет светскую культуру с церковной.

Хотя работа никогда не прекращается, и ряд реставрационных проектов осуществляется и поныне, сегодня собор Богоматери находится в превосходном состоянии. Конечно, он по-прежнему используется в качестве церкви, то есть места, где верующие совершают свои ритуалы, но в первую очередь это многогранный музей, ежегодно привлекающий сотни тысяч туристов со всех континентов.