Лувр

Лувр – самый известный музей мира. На протяжении веков он неоднократно перестраивался – каждый новый правитель Франции по-своему обновлял или расширял его.

В XII веке король Филипп II Август возвел здесь крепость, позднее ее увеличил в размерах Карл V. В XVI веке Франциск I приказал разобрать укрепления и превратил Лувр в роскошную по тем временам королевскую резиденцию, оформив ее в стиле ренессанса. Центром власти красивейший дворец Лувр перестал быть в XVII веке, когда Людовик XIV переехал вместе со всем двором в Версаль.

Национальный конвент Французской революции в 1793 году постановил учредить в Лувре первый общедоступный музей. В нем были собраны предметы искусства, изъятые у аристократии – те, что не успела разграбить вооруженная толпа.

Оригинальное дополнение к, казалось бы, совершенной архитектуре Лувра в виде стеклянной пирамиды появилось в 80-х годах XX века по инициативе президента Франсуа Миттерана. Пирамида, поначалу насмешливо прозванная парижанами "теплицей", вскоре превратилась в одну из достопримечательностей Лувра и Парижа, придав легендарному музею новый блеск.

Она не только не скрывает стоящих позади нее корпусов Лувра, но и озаряет дневным светом близлежащие залы и коридоры музея и придает особое очарование внешнему облику дворца – удивительный контраст оживляющей современности и внушающей уважение старины.

Сегодня Лувр ежегодно посещает более 5 миллионов человек. В выходные дни здесь очень тесно, несмотря на то, что площадь экспозиции составляет 60 тысяч кв. метров.

Десятки тысяч экспонатов делают Лувр не только известнейшим, но и крупнейшим музеем мира. В Лувре собраны выдающиеся произведения, от древних скульптур и шедевров европейской живописи до образцов декоративно-прикладного искусства.

В XIX веке Наполеон III сделал Лувр своей резиденцией. После его поражения во франко-прусской войне восставшие парижане пытались поджечь дворец, однако один из членов парижской коммуны вовремя опорожнил бочки с нефтью, расставленные в залах уникального музея, и тем самым спас от уничтожения бесценные экспонаты.

Несколько лет назад возникла идея пойти навстречу туристам – однодневным посетителям Лувра – и поместить в одном зале сразу две ярчайшие жемчужины музейной коллекции: "Умирающего раба" Микеланджело и "Джоконду" Леонардо да Винчи.

Однако этот проект так и не был реализован. Администрация музея придерживается мнения, что путешествие по залам Лувра является уникальным уроком по истории искусства, а стремление увидеть только знаменитые произведения ведет к профанации.

И с этим утверждением трудно спорить, ведь Лувр готовит нам массу открытий и первых "очных" знакомств с не менее значимых произведений искусства.

"Мадонна с зеленой подушкой" Андреа Соларио – типично итальянская живопись XIV века, "Плот "Медузы" Теодора Жерико, ставший первой ласточкой романтизма в изобразительном искусстве, "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах") кисти другого французского романтика Эжена Делакруа – еще одно произведение с мировым именем...

Этот список можно продолжать бесконечно, ибо сокровищница Лувра бездонна. Стоит отметить только, что особое место в летописи музея, как и в истории всей Франции, занимает Наполеон Бонапарт.

Живописец Антуан-Жан Гро был кем-то вроде хроникера императорских триумфов. Еще один певец Наполеона I Жак Луи Давид поначалу был ярым приверженцем Революции, но позднее его симпатии оказались на стороне Корсиканца, о чем свидетельствует его красноречивое "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины..."

И все-таки все дороги Лувра (о чем неустанно твердят многочисленные указатели) ведут к знаменитой Джоконде. Другие полотна, висящие в самом заветном зале дворцового музея, не выдерживают никакой конкуренции с шедевром итальянского гения.

Таинственная улыбка Моны Лизы – супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо, в свое время даже не удосужившегося оплатить работу мастера над портретом, – многие столетия волнует посетителей Лувра куда более других его экспонатов...