Лондонская национальная галерея

Лондонская национальная галерея, расположенная на Трафальгар-сквер, хранит более 2200 полотен западноевропейской живописи XIII-XX вв. и является одним из лучших художественных собраний.

Экспозиция этого музея не относится к числу самых обширных. Но качественно он не уступает таким гигантам, как парижский Лувр или петербургский Эрмитаж. По соотношению количества всемирно известных шедевров к общему размеру коллекции Лондонской Национальной галерее в мире нет равных.

Трудно найти среди знаменитейших художников мира такого, картины которого отсутствовали бы в лондонском собрании. При этом величайшие европейские школы живописи представлены в лондонской экспозиции не просто самыми прославленными именами, но и кульминационными работами этих мастеров. Коллекция Лондонской галереи позволяет полноценно изучать историю европейского искусства в его вершинных проявлениях.

Историки-искусствоведы датой основания галереи считают 1824 год, когда английское правительство приобрело для государства 38 картин известного банкира и мецената Ангерстейна (незадолго до того умершего). Галерея считается одним из самых молодых музеев Европы (среди крупных), так как французский Лувр, испанский музей Прадо, Венский художественный музей, Дрезденская галерея были созданы на целые столетия раньше.

Картины из коллекции Ангерстейна и составили основу будущей коллекции, но для их экспозиции не было тогда удобного помещения, и они десять лет выставлялись в особняке банкира на улице Пэлл-Мэлл, а потом еще какое-то время - в доме № 105 по этой же улице.

В числе приобретенных картин были "Похищение сабинянок" Рубенса, "Христос и грешница" Рембрандта и другие. Были представлены в банкирском собрании и произведения отечественных английских мастеров: широко известная серия Хогарта "Модный брак", а также "Автопортрет" и "Портрет лорда Хитфилда" кисти Рейнолдса.

Большая заслуга в создании Галереи принадлежит также художнику и коллекционеру сэру Джорджу Бомону. В 1826 году он передал в дар свое собрание старых картин, в которое входили такие шедевры, как "Пейзаж с замком Стен" Рубенса, "Агарь и ангел" Клода Лоррена, "Венецианский вид" Каналетто и многие другие. Его примеру последовали и некоторые другие собиратели, которые завещали Галерее свои живописные коллекции.
Примерно в эти же годы Галерея и сама стала делать приобретения. В 1825 году первой была куплена превосходная крошечная "Мадонна с корзинкой" Корреджо, за ней последовал шедевр "Вакх и Ариадна" Тициана и "Вакханалия" Н. Пуссена.

Одним из самых выдающихся полотен всей галерейной коллекции можно назвать "Вакх и Ариадна" кисти Тициана. Художник посвятил Вакху и Венере цикл своих картин, и эта была четвертой, завершающей. Ее сюжет воспевает встречу бога вина и веселья с красавицей Ариадной – дочерью критского царя Миноса.

В начале 1840-х годов резко сократилось число частных пожертвований в Галерею, что было вызвано подорожанием произведений искусства на мировом рынке. Владельцы картин уже не дарили шедевры музеям, а предпочитали оставлять их своим наследникам. Вот тогда английское государство и взяло на себя решающую роль в пополнении Галереи и других музеев.

В 1855 году должность директора Галереи занял художник и знаток искусства Чарльз Истлейк. Он был наделен самыми широкими полномочиями и систематически получал в свое распоряжение крупные суммы на пополнение галерейных собраний. Ежегодно, Истлейк в сопровождении своих ближайших помощников отправлялся на европейский континент, объезжал старинные дворцы, церкви и монастыри, посещал торговые дома и известных коллекционеров, выискивая для Галереи живописные полотна.

Благодаря его стараниям, Лондонская галерея за 10 лет собрала подлинные сокровища – в основном картины итальянских художников XV–XVI веков. В числе 130 купленных им картин были "Крещение Христа" Пьетро делла Франческа, "Моление о чаше" Дж. Беллини, "Поклонение волхвов" и "Портрет молодого человека" Сандро Боттичелли, два автопортрета Рембрандта и многие другие. Свою собственную коллекцию живописи Чарльз Истлейк тоже завещал Галерее.

В 1884 году были приобретены картины Рафаэля и "Мадонна в гроте" Леонардо да Винчи. Затем были куплены работы испанских художников "Портрет Филиппа II" кисти Веласкеса, в 1883 году Галерея получила в дар выдающуюся картину Веласкеса "Христос у колонны", а через 10 лет по частному завещанию еще одну картину Веласкеса – "Христос у Марии и Марфы".

Лондонская национальная галерея быстро пополняла свои коллекции, и вскоре остро встал вопрос о создании дополнительных экспозиционных площадей, требовались и соответствующие условия для хранения и реставрации полотен. Правда, в 70–80-е годы XIX века к Галерее были сделаны некоторые пристройки, но коренным образом они не могли решить эту проблему. И лишь создание в 1897 году Галереи Тейт дало возможность правильно и логично распределить все коллекции между двумя этими музеями.

В это же время были куплены три картины Франсиско Гойи. Великий живописец начинает в это время привлекать самое пристальное внимание историков и любителей искусства.

В Лондонской национальной галерее хранится и всемирно известный шедевр Ян ван Эйка – "Портрет четы Арнольфини", уникальное произведение во всей европейской живописи того времени. Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке.

На картине, в небольшой уютной комнате, изображен итальянский, купец Джованни Арнольфини со своей молоденькой женой. Оба одеты в нарядную праздничную одежду, позы обоих неподвижны, лица полны самой глубокой торжественности. Скромная бюргерская обстановка и обыкновенные люди, изображенные Яном ван Эйком, становятся источником особой поэтичности, предвещая пути дальнейшего развития нидерландского и голландского искусства. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей пришлось пройти очень долгий путь, прежде чем она оказалась в Национальной галерее.

А в 1992 году английская королева Елизавета II торжественно открыла большую пристройку к западной части Галереи - "Крыло Сейнсбери". Названо оно так по имени лорда Сейнсбери и двух его братьев, которые предоставили деньги на это строительство. "Крыло" было сооружено по проекту американского архитектора Вентури и отвечает самым высоким музейным требованиям современности. Помимо экспозиционных залов и помещений для временных выставок, в нем предусмотрены большой лекционный зал, залы заседаний, кинозал, аудиовизуальные средства, ресторан и торговое обслуживание.

Для того, чтобы можно было с максимальным эффектом разместить алтарные образы итальянских художников XV века и меньшие по размеру портреты нидерландских и немецких мастеров, новые залы имеют разную высоту потолков.

Три с половиной месяца экспонировалась выставка "Картины королевы" по случаю открытия "Крыла Сейнсбери". На ней было выставлено 100 полотен из Королевской коллекции – самого крупного в мире частного собрания: шедевры Гольбейна, Рубенса, Вермеера, Ван Дейка и многие другие.

Оригинальным новшеством в Национальной галерее Лондона является микрогалерея с ее автоматизированной системой информационного поиска. Стоит только нажать кнопку – и на экране монитора появляется цветное изображение любой картины, а также необходимые сведения о ней, касающиеся биографии художника, его творческой манеры, истории создания картины. Посетитель может бесплатно получить отпечатанный план Галереи с указанием расположения интересующих его картин.