Квартал красных фонарей.

Невозможно побывать в Амстердаме и не увидеть пресловутый Квартал Красных фонарей. Не только по ночам, но и днем в квартале царит совершенно особая атмосфера.

Достаточно отойти несколько кварталов от главного вокзала или от центральной площади с шикарными универмагами, музеем восковых фигур мадам Тюссо и королевского дворца — и вы оказываетесь в квартале Красных фонарей, или Ред Лайт. Это даже не квартал и не улица, а часть Амстердама со старинными домами традиционной голландской архитектуры, расположившимися с двух сторон неширокого канала, с узкими мостовыми и еще более узкими тротуарами. Иногда здесь даже трудно разойтись со встречным прохожим.

Переулки Ред Лайт днем не ломятся от посетителей и любопытных. Людей обоего пола не больше, чем на любой окраине Амстердама, на соседних торговых улицах в это время бродят толпы.

Появление Улицы Красных фонарей в Амстердаме сложилось исторически. Некогда небольшая рыбацкая деревушка на реке Амстел, в средние века Амстердам превратился в крупный торговый порт, из которого ежедневно уходили в море и возвращались из плавания десятки судов. Как и в любом порту, в средневековом Амстердаме процветали питейные и игорные заведения, а услуги интимного характера оказывали как организованные публичные дома, так и самостоятельные жрицы любви. В XIV веке в Европе в ночное время мостовые были совершенно темны, поэтому запоздавшие прохожие освещали себе путь фонарями с горящей свечей внутри. Горожане, дабы оградить честь своих жен и дочерей от посягательств подвыпивших матросов, сошедших на берег после многомесячного плавания, обязали проституток подсвечивать свои фонари красным цветом. С тех пор красный фонарь стал символом продажной любви.

С XVI века магистрат Амстердама отдал отдельный квартал города в районе улиц Ауде Ниувстраат и Аудезейдс Ахтербюрхвал, а также вдоль набережной Аудзейдс Фоорбургваль в полное владение «ночным бабочкам», обязав их платить налог в виде 1 талера с «рабочего места» — кровати.

Район получил название Квартал Красных фонарей, или Де Валлен (De Wallen), Валлетьез (Walletjes), Россе Буурт (Rosse Buurt), или Рэд Лайт (Red Light). А дамы лёгкого поведения перестали бродить по ночным мостовым Амстердама в поисках клиента, проводя время у распахнутых окон своих комнат в Красном квартале. Именно так и появилась «витринная» торговля телом в Амстердаме, во все времена привлекавшая в город толпы туристов.

С улиц Амстердама женщины легкого поведения начали плавно перемещаться в стены домов, где выставляли себя на продажу прямо из окон, как из витрин. Ведь это было заметно проще и удобнее: не нужно скитаться и мерзнуть на улицах, а потом еще и искать укромное местечко. К слову сказать, «витринная» проституция сохранялась на протяжении многих веков и стала своеобразной «фишкой» Амстердама.

Городские власти также ничего не имели против подобного ведения дел. Они считали, что это достаточно выгодно для города и для контроля порядка в нем. Кроме того, добропорядочным горожанкам уже не стоило бояться дурного влияния и насилия со стороны заезжих моряков. Городская и религиозная власть Амстердама поставили ряд условий в отношении проституток и их клиентов:
- проститутки не имели право на замужество;
- женатым мужчинам запрещалось посещать проституток.

Однако, с другой стороны власти не обеспечивали социальной защиты проституток. Они как и прежде считались бесчестными людьми, а бесчестие до конца XVI века считалось хуже смерти в глазах общества.

Район Красных фонарей в средние века. Несмотря на то, что нормы морали стали заметно строже относительно прошлых веков, торговля телом все равно не становилась менее бойкой. Пришедшие к власти над землями Нидерланд Испания вместе с протестантской церковью объявили проституцию страшным грехом перед небом и преступлением перед людьми и… И начали сами выступать сутенерами. По законам начала XVI века притоны могла содержать и контролировать только полиция города, поэтому официальные притоны функционировали только в нескольких местах – Пейп (Pijl) и Халстиг (Halsteeg) (ныне улица Дам (Damstraat)). Остальные же публичные дома были взяты под арест, а проститутки штрафовались.

В 1578 году, когда Нидерланды избавились от испанских захватчиков, такая выгодная для городской казны статья дохода как проституция опять вернулась в город на законных основаниях, то есть с налогообложением этого вида деятельности.

В XVII веке католическая и кальвинистская церкви не были строги к проституции, как протестантская. Они признавали необходимость публичных домов в таких крупных торговых городах, как Амстердам, поэтому район Красных фонарей Де Вален, продолжал свою работу беспрепятственно со стороны властей. Эта сфера жизни лишь явно осуждалась в литературе и изобразительном искусстве. Проститутки и их клиенты представлялись в самых отвратительных образах и эпитетах.

В XVIII веке строгое географическое отделение самого низшего сословия, проституток, от граждан среднего и высшего класса стало необходимостью. Если раньше в районе Де Валлен сосуществовали публичные и жилые дома горожан, то нынешние нормы морали не позволяли приличным горожанам ходить по одним улицам с продажными женщинами, поэтому «красный» район города стал принадлежать исключительно проституткам.

Район Де Валлен был крайне беден, а условия, в которых работали проститутки просто ужасающими. Отсутствие контрацептивов, медицинского контроля и элементарных санитарных условий сильно сказывались на здоровье, а, следовательно, и длительности жизни проституток. Эта ситуация улучшилась только в XX веке. В XIX же веке французы, пришедшие на эти земли, озаботились здоровьем своих солдат и начали более жестко контролировать проституток. Для этого они даже провели их регистрацию и медицинское освидетельствование, разрешающее или запрещающее их работу.

Начиная с XX века в районы Красных фонарей начала медленно, но уверенно входить цивилизация. В 1911 году власти города юридически признали проституцию, однако деятельность публичных домов была узаконена только в 2000 году. Проститутки официально стали полноправными членами общества, как и все остальные граждане. Однако уже в 2006 году городские власти решили ограничить число проституток в городе и начали закрывать дома терпимости, открывая вместо них торговые центры и выставочные залы. Профсоюз проституток же в попытках борьбы с этим организует «Дни открытых дверей» в районах Красных фонарей, где рассказывает свою историю и демонстрирует уровень обустройства кварталов.

Ныне в столице Нидерландов есть три района красных фонарей:
- Де Валлен, самый большой и известный среди туристов. Он занимает несколько кварталов рядом со старинной церковью Ауде Керк (Oude Kerk) и представляет собою сотни витрин-жилищ, за стеклами которых ждут своих клиентов проститутки.
- Сингелгебид (Singelgebied) рядом с Lijnbaan Steeg и Nieuwstraat.
- Раусдалкаде (Ruysdaelkade) недалеко от Сарфатипарка (Sarphatipark).

Кроме публичных домов в районах красных фонарей можно найти большое количество секс-шопов, кафе-шопов, предлагающих легкие наркотики и даже музеи, посвященные секс-индустрии и легким наркотикам. В одном из переулков расположен информационный центр проституции (Kerksteeg). Там можно купить тематические буклеты и книги, а также записаться на тематическую экскурсию. Основала его бывшая проститутка, а ныне писательница Мариска Майор. Есть также кафе Karbeel с занятным интерьером, там подают сыр фондю, стейк, мясо и супы, но дороговато по сравнению с другими местами.