Наблус (шхем)
Наблус или Шхем (в русской традиции - Сихем); во времена римлян - Флавия Неаполис - город на Западном Берегу Реки Иордан, в Палестинской автономии, в исторической области Самария, столица провинции Наблус. Узкие кривые улочки, мечети, церкви, длинные торговые ряды, мыловаренные заводы, а на восточной окраине - Тель-Балата (холм щебня), где в древности и был расположен старый город.Население Наблуса - около 300 000 человек, в основном - палестинцы. Большинство веруюших - мусульмане. Около 350 самаритян проживают в отдельном районе на горе Гризим.
Город выстроен на горном перевале, который связывал прибрежные районы Средиземноморья с долиной Иордана. Наблус - древний ханаанский, затем хивийский, затем самаритянский, затем римский, затем арабский, впоследствии израильский город в горах Самарии, между горами Эйвал и Гризим - центральными горами самарийского хребта (около 880 м).
Гору Гризим, самую священную для самаритян, арабы называют Джабал ат-Тур (гора вершины): так они называют особо святые горы. Гора Гризим веками была священным местом для представителей всех религий. На горе Гризим стояла башня, где язычники поклонялись Ваалу; рос священный для евреев дуб; стоял жертвенник Авраама и Иакова и лежал священный камень Иисуса Навина, на ней находились и эллинистические, и христианские, и, наконец, мусульманские святыни. Но для самаритян она остается самым святым местом и по сей день. Они называют ее Тур ха-Браха (в переводе с арамейского - гора Благославения) и во время молитв обращаются к ней лицом. Напротив горы Гризим стоит более высокая гора Эйвал (Гевал), с которой Моисей повелел левитам (служителям Храма) произносить проклятие врагам, и евреи назвали ее "горой Проклятий".
Наблус был важным городом-государством во второй половине эпохи правления 12-й династии фараонов. В Эль-Амарнских письмах (14 в. до н. э.) упоминается сильный царь Шхема Лавая (Лаваю), добившийся независимости от Египта.
В библейские времёна (1200 до н. э.), город стал крупным центром племени хивийцев.
В 400 до н. э. он превратился в культурный центр и священный город самаритян. Самаритяне называли его Маборта.
Город был захвачен римлянами в начале нашей эры и переименован ими в честь императора Веспасиана в Флавия - Неаполис, которое в арабском звучании было искажено в Наблус. По народной этимологии, в этом названии есть сочетание двух слов: "наб" - зуб и "лус" - название огромной змеи, которая водилась в этих местах. Эта змея сеяла страх среди жителей, потом ее убили, а зуб повесили над воротами города.
В Библии Наблус впервые упомянут в связи с приходом Авраама в Ханаан как место, где он поставил первый жертвенник. Иаков купил у жителей Шхема участок земли, где также установил жертвенник и вырыл колодец. Впоследствии на этом же участке был похоронен его сын Иосиф, чей прах был принесен евреями из Египта.
В эпоху царя Соломона Шхем был столицей одного из шести округов Израильского царства.
В правление императоров из династии Флавиев в 2 км к востоку от руин Шхема был построен языческий римский город, получивший название Флавия Неаполис (от него происходит сохранившееся до сих пор арабское название Шхема — Наблус). Город был построен на деньги, полученные в порядке контрибуции, взятой с евреев после подавления антиримского восстания. В городе поселились вышедшие в отставку римские легионеры и самаритяне из окрестных деревень. В начале 2 в. римляне построили в городе общественные здания, театр, ипподром. При правлении Антонина Пия завершилось строительство языческого храма Юпитера на горе Гризим. В 244 г. город получил статус римской колонии. В 3-4 вв. Неаполис был одним из главных римских городов провинции Палестина.
Экспансия христианства и строительство при императоре Зеноне в 484 г. церкви Богоматери на руинах самаритянского храма привели к столкновениям между самаритянами и Византией.
В правление Юстиниана I (527–565) в Неаполисе также было построено несколько церквей.
В 7 в. Шхем был завоеван арабами. Церковь Богоматери была разрушена аббасидским халифом ал-Мансуром, византийские церкви разрушены или перестроены под мечети. В городе проживали христиане — потомки римлян и греков-византийцев, самаритяне и вновь поселившиеся арабы-мусульмане. В 1260 г. Наблус стал временным пристанищем для евреев, бежавших из захваченного и разрушенного монголами Иерусалима.
В 1120 г. крестоносцы провели в городе Наблусский собор.
В 14–15 вв., в период мамлюкского владычества, сопровождавшегося вспышками мусульманского экстремизма, значительная часть самаритян Наблуса и окрестностей перешла в ислам. Во время османского правления (с 16 в.) Наблус был одним из крупнейших городов Эрец-Исраэль, где процветали ремесла (в том числе мыловарение) и торговля.
В период британского мандата значение города несколько уменьшилось, что связано как с возникновением крупных городов с еврейским населением на побережье Средиземного моря, так и с тяжелыми последствиями землетрясения 1927 г.
Археологические раскопки на месте древнего Наблуса, в 2–2,5 км от современного города (холм Тель-Балата), производились неоднократно. В 1913–14 гг. здесь работала австрийская экспедиция, затем - немецкие (1926–32 гг.) и американские (1956 г.) археологи. Раскопана городская стена эпохи патриархов, обнаружен большой языческий храм с глинобитным алтарем, сооруженный в позднегиксосский период (1650–1550 гг. до н. э.) и трехкамерные городские ворота. Следы реконструкции восточных ворот в 922 г. до н. э. свидетельствуют о том, что Наблус неоднократно отстраивали заново.
Израильские археологи после 1967 г. вели систематические раскопки Неаполиса. Были исследованы театр, ипподром, амфитеатр, главные улицы, участки оборонительных стен, системы водоснабжения и захоронения. В городе сохранились руины древнего храма гиксосов. Не менее интересны церковь Св. Анны и Сидонские гробницы. Более всего Наблус известен в мире гробницей иудейского патриарха Иосифа.