Капернаум

Капернаум – это древний рыбацкий город, расположенный на северо-западном побережье Тибериадского Моря (озера Кинерет). Капернаум Кфар Нахум, или как его еще называют – Капернаум (что в переводе означает "деревня Нахума"), назван так в честь библейского пророка Нахума.

Город был основан около 2500 лет назад. К I в. город процветал, благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. После завоевания палестины римлянами в городе стоял отряд легионеров.

В Капернауме, согласно Евангелиям, проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова, и Левия Матфея. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.

Во II в. в городе образовалась община евреев, перешедших в христианство. В следующем столетии в городе была построена церковь и он стал оплотом христианства в районе. С 8-ого века этот город никем не заселен. Сейчас здесь археологический памятник и два монастыря, православный и католический.

Было установлено, что поселение на этом месте было основано во втором веке до Рождения Христова. Это был маленький неукрепленный населенный пункт, который не принимал никакого участия в первой и второй войнах против римлян и, таким образом, в нем шла тихая мирная жизнь, и постройки этого города не были повреждены или разрушены.

Согласно преданию, Иисус поселился здесь со своей матерью после того, как покинул Назарет. Тогда этот город не обладал какими-либо особыми преимуществами перед другими городами на берегах озера. Вероятно, Иисус выбрал Капернаум из-за того, что его первые обращенные, рыбаки Петр и Андрей, жили именно здесь.

Согласно Евангелию, здесь Иисус исцелил тёщу апостола Петра от паралича, воскресил дочь Яира, служащего синагоги, излечил человека, одержимого дьяволом, и сотворил много других чудес. Поэтому Капернаум получил у христиан почетное название "Его город".

Некоторые из новообращенных Иисуса или ранее жили, или обосновались позднее в Капернауме, так как присутствие последователей Христа засвидетельствовано и археологическими находками, и различными литературными трудами. Из раввинических текстов четвертого столетия мы узнаем, что отношения между этими двумя общинами были достаточно напряженными. Каждая из общин имела свой религиозный центр. Как писала в своих заметках леди Егерия, совершавшая паломничество на Святую Землю в период 381 - 384 гг: "В Капернауме дом Принца апостолов был превращен в церковь, в которой сохранились стены того дома".

Здесь же находится синагога, где Иисус излечил человека, одержимого дьяволом. Длинная лестница, ведущая к ней, украшена красивыми декоративными камнями. Синагога была самым внушительным строением в городе, сделанным из белого известняка (Иерусалимского камня) и привезенного из отдаленного карьера в этот район черного базальта. Археологи утверждают, что здание было построено в несколько этапов, и строительство продолжалось более ста лет, начиная с середины четвертого столетия.

Вход в синагогу находился с южной стороы, т.е. со сторны Иерусалима. Оконные рамы украшены геометрическими фигурами, изображениями растений и животных. Каменные фигуры купидонов, держащих в руках венки, и орлов, украшающие вход в синагогу, были разрушены бунтарями. Коринфские колонны, расположенные в виде буквы "U", служили опорой для второго этажа и крыши.

Внутренние стены были тщательно отштукатурены, а пол - покрыт камнем. Конгрегация сидела вдоль стен лицом к центру, где, по всей видимости, читалась Тора. Здание с большими комнатами, где проводились занятия, и внутренний двор находятся непосредственно рядом с синагогой, на востоке от нее.

Найденные руины в саду синагоги включают в себя коринфскую капитель, украшенную символами семисвечника и шофара (рога), архитектурные фрагменты, содержащие изображение Звезды Давида, которая 2000 лет назад еще не являлась еврейским символом. Здесь шестиконечная звезда появляется рядом с пятиконечной.

Там же можно увидеть изображения некоторых из семи видов растений, которыми благословенна Земля Израилева: пшеница, ячмень, виноград, гранат, финиковые пальмы, инжир и маслины.

Один камень изображает пару столбов, похожих на найденные в Хамат Тибериа, такой же мотив декора был найден в римских храмах. Надпись на арамейском языке обращается к донатору. Следующий камень изображает храм на колесах, возможно представляющий передвижной шатер, путешествующий с евреями по пустыне.

Дом Петра – еще одна важная обитель, построенная в первом веке до н.э. Этот дом был общим пристанищем для бедняков. Вокруг внутреннего двора неправильной формы расположены несколько комнат, стены одной из которых отштукатурены и окрашены.

В последствии, в четвертом веке, эта комната стала центром здания, которое было обнесено стеной и, таким образом, отгорожено от остального города. Может, это и была церковь увиденная Егерией.

По всей видимости, в пятом веке это здание было снесено и на участке рядом с ним была построена церковь восьмиугольной формы. В ней был выложен мозаичный пол, в центре которого был изображен огромный павлин. Несмотря на то, что в этом доме не найдено ничего, что могло бы идентифицировать его первого владельца, тем не менее, перестройка дома в храм указывает, предположительно, на его принадлежность Петру. Скорее всего, этот храм был связан с деятельностью Христа в Капернауме.

В 1894 году эта земля была куплена отцами францисканской церкви, которые возвели рядом с синагогой монастырь.