Цфат

Цфат (в русской традиции — Сафед) — город на севере Израиля, главный город Верхней Галилеи, один из четырёх священных городов для евреев (наряду с Иерусалимом, Тиберией и Хевроном). Из четырех святых городов Израиля Цфат - один из самых молодых.

Город находится на высоте 900 м над уровнем моря, на вершине одной из гор Верхней Галилеи. Расстояние до Хайфы — 75 км, до Тель-Авива — примерно 160 км, до Иерусалима — около 200 км. С высоты, на которой находится город, открывается удивительно красивый вид, на юго-востоке можно наблюдать озеро Кинерет, на западе — Средиземное море и на севере — покрытую снегами вершину Хермон.

Воздух здесь чистый и прозрачный, климат очень здоровый. Сегодня в городе проживает всего около 28 тысяч жителей.

После завоевания страны крестоносцами в 11 в., Цфат стал важным звеном в системе пограничных укреплений Иерусалимского королевства крестоносцев. В 1140 г. они приступили к строительству в Цфате мощных оборонительных сооружений. После захвата Иерусалима мусульманскими войсками, король Амальрик I передал Цфат ордену храмовников (тамплиеров). Христиане верили, что из Цфата происходит Товия, главный герой апокрифической Товита книги, и что в Цфате находится его могила.

В декабре 1188 г. курдско-сельджукские войска Салах ад-Дина (Саладина) заняли Цфат. В 1240 г. Цфат вместе со всей Галилеей был передан эмиром Дамаска крестоносцам. Он оказался под контролем Тевтонского ордена (который выкупил в 1220 г. у других христианских орденов права на будущее владение Цфатом, в то время еще находившегося под властью мусульман).

Около 1257 г. рыцари ордена тамплиеров вновь получили права на владение городом, однако уже в 1266 г. Цфат после тяжелой месячной осады был захвачен мусульманами-мамлюками под командованием султана Бейбарса. Падение Цфата имело огромное стратегическое значение и по сути предрешило окончательную ликвидацию государства крестоносцев.

При мамлюках Цфат был самым крупным городом севера страны, центром провинции. Постепенно стало возрастать значение Цфата как торгового центра. После изгнания евреев из стран Пиренейского полуострова в Цфате стали селиться выходцы из Испании и Португалии.

Важной вехой в истории Цфата стал 1516 г., когда город был захвачен турецкими войсками. Включение в мощную Османскую империю способствовало улучшению экономического положения Цфата и росту его населения. Постепенно город стал крупным торговым и промышленным центром.

16 в. был веком расцвета Цфата. Ни одна из еврейских общин послеталмудического периода не внесла в это время такого вклада в формирование еврейской культуры, как община Цфата.
Расцвет духовной жизни, также как и прочное экономическое положение, привели к тому, что во второй половине 16 в. Цфат превратился в "центр еврейского мира".

С последней четверти 16 в. общее политическое и экономическое положение в Османской империи вообще, и в Эрец-Исраэль в частности, стало ухудшаться. Прежние торговые пути, проходившие через район Средиземного моря и Ближнего Востока, стали утрачивать свое значение. Произошло обесценивание денег, центральная власть в Галилее стала постепенно ослабевать.

После захвата в 1573 г. Турцией у Венецианской республики острова Кипр, часть оружия из венецианских арсеналов оказалась проданной арабам Сирии и Эрец-Исраэль, в том числе бедуинским племенам Галилеи. Это привело к резкому увеличению разбойных нападений на дорогах вокруг Цфата и сильно затруднило и без того пришедшую в упадок международную торговлю. Производство шерсти, бывшее одной из основ экономики Цфата, пережило глубокий кризис.

Несколько лет засухи, особенно засуха 1583 г., нанесли еще один удар экономике Цфата. Ко всему прочему район Цфата поразило нашествие саранчи, разразились эпидемии (в 1563 г., 1586 г., 1587 г. и 1595 г.). В 1599 г. Цфат поразил голод, вызванный засухой и нашествием саранчи, и до 1601 г. город был практически покинут жителями.

В 1633 г. турки вернули себе власть над городом.

В 1759 г. Цфат был разрушен сильным землетрясением; погибло около двух тысяч жителей.

В последней трети 18 в. политическое положение в Галилее стабилизировалось. В 1831–32 гг. власть над Эрец-Исраэль захватил правитель Египта Ибрахим-паша. Первые годы его правления, продолжавшегося до 1840 г., были благоприятны для Цфата, город превратился в коммерческий центр Галилеи.

Первая мировая война тяжело отразилась городе. 27 сентября 1918 г. австралийская кавалерия под командованием генерала Э. Алленби заняла город, и в Цфате установился британский контроль. 16 апреля 1948 г. англичане покинули Цфат, передав два стратегически важных здания полиции арабским силам.

К началу арабо-израильской войны 1947-49 гг. в городе проживало около 2 тысяч евреев и 10 тысяч арабов. В результате перехода города под еврейский контроль в ходе боёв в мае 1948 года, основная часть арабского населения города бежала, остальные были выселены. В настоящее время население города практически полностью еврейское.