Иерихон

Иерихон - город, расположенный на самом севере, в получасе езды от Иерусалима, в 10 км к северо-западу от Мёртвого моря, в оазисе. Иерихон — самый низко расположенный город в мире (250–260 м ниже уровня моря).

Библейский Иерихон (по-арабски Тель-ас-Султан, площадь 3,4 га) находится приблизительно в 1,5 км к северо-западу от центра современного Иерихона.
Систематические раскопки в 1930–36 гг. (Дж. Гарстанг) и в 1952–61 гг. (К. М. Кеньон) позволили установить, что поселение на месте библейского Иерихона появилось около 10 тыс. лет назад (мезолит). Таким образом, Иерихон является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации.

Он подвергся разрушению около 2000 г. до н. э. вторгшимися в Ханаан кочевниками, но вскоре был отстроен и обнесен оборонительными сооружениями, характерными для периода гиксосов. Разрушенный вновь, по-видимому, в ходе войн, в результате которых египтяне вытеснили гиксосов из Ханаана, Иерихон вскоре опять был восстановлен и оказался первым укрепленным пунктом на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

Необычный для того времени интенсивный рост Иерихона и его быстрое превращение в один из важных городских центров древнего мира объясняются, видимо, его положением на пути международной торговли, а также богатством ресурсов Мертвого моря и обилием растительных культур южной части бассейна Иордана.

Библия подробно повествует о засылке в Иерихон лазутчиков и о взятии города израильтянами. Согласно этому рассказу, город пал благодаря ниспосланному Богом чуду: стены рухнули от звука труб (отсюда выражение ''Иерихонские трубы'') и крика завоевателей. Израильтяне вошли в город, истребили всех жителей, подожгли дома, превратив город в пепелище.

Во все времена через Иерихон продвигались войска, шли паломники и торговцы. При раскопках древнего Иерихона археологи обнаружили 23 слоя цивилизации. В эпоху судей Иерихон попал под власть моавитянского царя Эглона, а в эпоху царя Давида - вновь стал израильским городом. Иерихон был не только городом, который отбивался от племен пустыни, но и местом уединения, убежищем для изгнанников и пристанищем для ищущих Бога.

В 63 г. до н. э. в Иерихоне установилась власть римлян. Город разросся, прославился своими бальзамовыми деревьями, финиками и богатыми урожаями. Антоний подарил город своей возлюбленной - египетской царице Клеопатре, но римский император Август отобрал у нее город и отдал его Ироду. Ирод сначала разграбил Иерихон, а потом снова его укрепил, построил дворцы, театр, амфитеатр, ристалище, цирк и стадион.

После смерти Ирода его наследники продолжали строительство в городе. Во время Иудейской войны (66-73 гг.), когда римские войска подошли к городу, многие жители бежали в горы, а те, кто остались, погибли. Веспасиан построил в городе башни и во время трехлетней осады Иерусалима оставил в Иерихоне часть 10-го римского легиона.

В начале византийского периода (4 в.), когда христианство стало официальной религией Римской империи, Иерихон стал для пилигримов местом обязательного паломничества. Среди достопримечательностей того времени показывали источники Елисея и дом блудницы Рахавы, которая укрыла двух соглядатаев, посланных Иисусом Навином. Рядом с домом блудницы Рахавы христиане построили церковь Девы Марии.

В самом городе паломников приводили в дом начальника мытарей (сборщика податей) Закхея и к смоковнице, на которую тот влез, чтобы увидеть Иисуса Христа. В доме Закхея показывали комнату, в которой он принимал Иисуса. Через Иерихон паломники спускались к Иордану - месту крещения Иисуса - и поднимались в Иерусалим, куда Иисус и его апостолы в последний раз вошли через Иерихон. Этот путь с тех пор христиане называют "дорогой, по которой прошло Божье Царство".

В 7 в., с началом арабских завоеваний, паломники перестали посещать Иерихон. Некоторое время плодородные иерихонские земли были во владении бедуинов. К 7-9 вв. здесь уже производили тростниковый сахар, тогда еще неизвестный в Европе. Город достиг небывалого расцвета. К тому времени относится постройка большинства и поныне хорошо сохранившихся водопроводов и мельниц. Тогда же началось строительство великолепных дворцов халифа ал-Хишама.

В 9 в. Иерихон пострадал от сильного землетрясения, что привело к его упадку.

В 1099 г. город без боя сдался крестоносцам, и вновь тут расцвела торговля, появились паломники.

В конце 12 в., когда мусульманский полководец Саладин послал армию завоевывать Иорданскую долину, Иерихон вновь сдался без боя. Снова город пришел в упадок. Цветущая земля покрылась терновником. Обнищавшие жители жили в мазанках.

Во время английского мандата число жителей возросло до тысячи (931 мусульманин, 92 христианина, 5 евреев), Русская православная патриархия построила гостиницу для паломников, францисканцы - капеллу. К 1948 г. здесь проживало 2500 жителей. После окончания Войны за Независимость, Иерихон отошел к Иорданскому королевству, и возле города появились крупные лагеря беженцев (~80000 тыс.).

Во время Шестидневной войны Иерихон отошел к Израилю, и беженцы ушли в Иорданию. Город вновь оказался на перекрестке торговых путей. Были построены школы и гимназии. 60% населения занято в сельском хозяйстве. С 1994 г. Иерихон входит в состав Палестинской автономии.

В Иерихоне находятся синагога VI века, прекрасный дворец халифа Хишама VIII века, построенный теми же зодчими, что и Золотой купол в Иерусалиме, монастырь св. Георгия, недалеко от города расположена гора Искушения, на которой, согласно Евангелию, дьявол искушал Христа, а также пещера Кумрал, в которой в 1947 году были обнаружены Свитки Мертвого моря, источник пророка Елисея, дерево Заккея.

Иерихон интересен и тем, что тут началось исполнение мирного плана Рабина-Арафата, и турист сможет увидеть рядом израильских и палестинских полицейских, выполняющих совместные рейды.