Яффа

Древняя Яффа (Яффо) - один из древнейших городов мира. О Яффе упоминали Геродот и Плиний.

Считается, что именно здесь Ной построил свой ковчег, где-то здесь Персей освободил Андромеду и отсюда отправился в путь пророк Иона, здесь было явлено видение апостолу Петру и воскрешена праведница Тавифа.

Легенда повествует о том, что город построил сын Ноя Яфет (отсюда традиционное объяснение названия). Из Яффы отправился в свое путешествие легендарный пророк Иона, очутившийся впоследствии в чреве кита.

При Соломоне Яффа была портом, куда доставлялись материалы для строящегося Иерусалимского храма. Именно сюда приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим. Именно отсюда началось и возвращение евреев в Израиль.

Современные историки считают, что город был основан египетским фараоном Тутмосом III (15 в. до н. э.). В то время и вплоть до 13 в. до н. э. средиземноморское побережье находилось под египетским контролем. В районе Музея древностей Яффы были найдены самые древние археологические свидетельства: остатки защитных укреплений, окружавших Яффский холм начиная с XVIII века до н. э. — начала периода завоевания Египта гиксосами. Древнейшие из руин Яффы — крепость и городские ворота (сохранился порог) — относятся к 16–15 вв. до н. э. На территории Парка ворот Рамзеса (имеется в виду египетский фараон Рамзес II) были обнаружены остатки поселения периода второй половины XVII — первой половины XVI веков до н. э.

Первое письменное упоминание о городе встречается в египетских хрониках XV века до н. э., где Яффа фигурирует в списке захваченных фараоном Тутмосом III городов.

При римлянах, несмотря на постоянную смену правителей (Помпей, Юлий Цезарь, Марк Антоний, Клеопатра, Октавиан Август, Ирод Великий), город развивается и процветает. Однако, попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны, привела к тому, что Яффа была разрушена. Правда, уже в скором времени Веспасиан вновь отстраивает город и даёт ему название Флавия Иоппа.

В 636 году Яффу захватывают арабы, и с этого времени город теряет своё значение как крепость и центр торговли. И только порт продолжает функционировать, хотя и он постепенно пустеет, оставаясь лишь главным пунктом прибытия в Святую Землю паломников — иудеев и христиан.

Положение коренным образом меняется с приходом крестоносцев. Иудеи и мусульмане изгоняются из Яффы. В городе начинается бурное строительство. Яффский порт становится основным пунктом снабжения Христова воинства. Сюда прибывают подкрепления и паломники-христиане.

Однако, менее, чем через 100 лет Ал-Малик ал-Адил захватывает и разрушает Яффу. Все попытки восстановить город во время 6-го и 7-го крестовых походов приводят лишь к тому, что в 1268 году мамлюкский султан Бейбарс I, опасаясь возвращения крестоносцев, разрушает город до основания, и на долгих 400 лет Яффа перестаёт существовать.

В 17 в. власти Османской империи разрешили еврейским и христианским паломникам прибывать в страну. С 1641 г. это осуществлялось через вновь отстроенный Яффский порт. Постепенно был отстроен и город; в нем развивалась промышленность, в частности, мыловаренная. В окрестностях Яффы появились плантации цитрусовых культур (18 в.).

Город подвергался набегам и разрушениям в ходе междоусобиц в Османской империи.

В 1799 г. Яффа была взята штурмом войсками Наполеона, двигавшимися из Египта на Акко. Еврейские жители Яффы приветствовали Наполеона, который обращался с ними гуманно. В полуразрушенной Яффе Наполеон разбил госпиталь для больных чумой солдат своей армии, но вскоре покинул город.

Яффа долго находилась в запустении. Лишь в 1850 г. с открытием регулярного морского сообщения с Марселем, Триестом и Одессой (чуть позднее) город вновь начал возрождаться. Во второй половине 19 в. население города (арабы и евреи) было занято в основном в сфере обслуживания, поскольку Яффа являлась транзитным пунктом паломников; в окрестностях Яффы продолжало развиваться мыловарение и цитрусоводство.

В середине 19 в. по мере развития города в нем начали селиться арабы из других районов страны, а также из Египта. Если в начале 19 в. в Яффе было менее двух с половиной тысяч жителей, то уже в 1850 г. здесь жили пять тысяч человек, в начале 20 в. — более десяти тысяч человек.

В то же время росла напряженность между арабскими и еврейскими общинами Яффы. В результате часть еврейских жителей переселилась в конце 19 в. – начале 20 в. в поселения, построенные севернее Яффы, к ним присоединились репатрианты второй алии; на базе этих поселений в 1909-10 гг. возник еврейский город Тель-Авив.

Удар по еврейской общине Яффы, как и по жителям Тель-Авива, нанесли репрессии османских властей во время Первой мировой войны и массовая депортация из страны евреев — граждан враждебных Османской империи государств.

В ноябре 1917 г. Яффа перешла под британский контроль. Вновь начался расцвет города, увеличилось его население (32 524 человека в 1922 г.).

К 1948 г. население Яффы выросло до ста тысяч человек; тридцать тысяч из них составляли евреи, нееврейское население на 95% состояло из арабов. В связи с этим Яффа, согласно плану раздела Палестины, как изолированный анклав входила в состав планируемого ООН арабского государства.

13 мая 1948 г. Яффа была взята штурмом силами Эцела, часть арабских жителей бежала из города с отступавшими арабскими войсками.

С созданием Государства Израиль часть репатриантов из послевоенной Европы, преимущественно выходцы из Болгарии, поселились в Яффе.

4 октября 1949 г. решением израильского правительства Яффа и Тель-Авив были объявлены единым городом под названием Тель-Авив—Яффа. Хотя Тель-Авив и Яффа были объединены и управляются одним муниципалитетом, тем не менее, Яффа сохранила своё своеобразие.